Учебно-методическое пособие дисциплина: оп 7 фармакология тема: «Антибиотики». Антибиотики методическое пособие фармакология
оп 7 фармакология тема: «Антибиотики»
| ШЕНТАЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДИСЦИПЛИНА: ОП 7 ФАРМАКОЛОГИЯ Тема: «Антибиотики» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО 2015 г. |
Одобрено ЦМК Общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей | Составлено в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по
специальности 34.02.01 Сестринское дело | Председатель ЦМК: «___»____________2015 г. ________Н. В. Павлова | Зав. учебной частью «___»___________2015 г_________ Курганская Е.В. | Методист: «____»__________2015 г._________А.Д. Богданова | |
Составитель: Миронова Л.М. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Человечество давно ведет борьбу со всевозможными инфекциями, и для этих целей ученые создают препараты, называемые антибиотиками. В наше время существуют сотни лекарств, которые избирательно действуют на возбудителей различных заболеваний. Активные вещества, входящие в состав таких лекарств, останавливают рост или вызывают гибель болезнетворных микробов и бактерий. Но у них есть еще и оборотная сторона – побочные эффекты, которые очень важно свести к минимуму при лечении различных инфекций. Изучение темы «Антибиотики» требует большого количества сил и внимания, так как данный материал обширный и представлен в разных учебниках. Учебно-методическое пособие «Антибиотики» содержит краткое описание антибиотиков, представлены исторические сведения о них. При создании учебно-методического пособия преследовалась цель: расширить фармакологические знания студентов. Материал в пособии систематизирован, структурирован, иллюстрирован, а также дополнен современными лекарственными препаратами.
После изучения темы «Антибиотики» студенты должны достичь уровней усвоения: обучающийся должен уметь: - выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;
- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;
- применять лекарственные средства по назначению врача;
- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм;
обучающийся должен знать:- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;
- побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии;
- правила заполнения рецептурных бланков;
Учебно-методическое пособие состоит из двух разделов: - Теоретический информационный материал содержит информацию по данной теме и дает возможность ознакомиться с основными группами антибиотиков, правилами применения, правилами разведения антибиотиков для внутримышечного введения, основными растворителями, показаниями и противопоказаниями для каждой группы антибиотиков.
2. Самоконтроль: включает решение тестовых заданий, ситуационных задач. | filling-form.ru
оп 7 фармакология тема: «Антибиотики»
ШЕНТАЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДИСЦИПЛИНА: ОП 7 ФАРМАКОЛОГИЯ Тема: «Антибиотики» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО 2015 г. |
Одобрено ЦМК Общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей | Составлено в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 34.02.01 Сестринское дело | Председатель ЦМК: «___»____________2015 г. ________Н. В. Павлова | Зав. учебной частью «___»___________2015 г_________ Курганская Е.В. | Методист: «____»__________2015 г._________А.Д. Богданова | | Составитель: Миронова Л.М. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Человечество давно ведет борьбу со всевозможными инфекциями, и для этих целей ученые создают препараты, называемые антибиотиками. В наше время существуют сотни лекарств, которые избирательно действуют на возбудителей различных заболеваний. Активные вещества, входящие в состав таких лекарств, останавливают рост или вызывают гибель болезнетворных микробов и бактерий. Но у них есть еще и оборотная сторона – побочные эффекты, которые очень важно свести к минимуму при лечении различных инфекций. Изучение темы «Антибиотики» требует большого количества сил и внимания, так как данный материал обширный и представлен в разных учебниках. Учебно-методическое пособие «Антибиотики» содержит краткое описание антибиотиков, представлены исторические сведения о них. При создании учебно-методического пособия преследовалась цель: расширить фармакологические знания студентов. Материал в пособии систематизирован, структурирован, иллюстрирован, а также дополнен современными лекарственными препаратами.
После изучения темы «Антибиотики» студенты должны достичь уровней усвоения: обучающийся должен уметь: - выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;
- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;
- применять лекарственные средства по назначению врача;
- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм;
обучающийся должен знать:- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;
- побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии;
- правила заполнения рецептурных бланков;
Учебно-методическое пособие состоит из двух разделов: - Теоретический информационный материал содержит информацию по данной теме и дает возможность ознакомиться с основными группами антибиотиков, правилами применения, правилами разведения антибиотиков для внутримышечного введения, основными растворителями, показаниями и противопоказаниями для каждой группы антибиотиков.
2. Самоконтроль: включает решение тестовых заданий, ситуационных задач. | rykovodstvo.ru
Антибиотики
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Иркутский Государственный Медицинский Университет"
Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра фармакологии
учебное пособие
Иркутск
ИГМУ
2013
УДК 615.33 (075.8) ББК 52.815.211.1я73 К-48
Рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета в качестве учебного пособия для студентов всех факультетов ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России ( протокол №1 от 6.09.2013 )
Составители: О.П. Клец – кандидат фармацевтических наук, старший преподаватель кафедры фармакологии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.
Л.Н. Минакина – кандидат медицинских наук, доцент кафедры фармакологии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.
Рецензенты: И.Ж. Семинский - доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой патологии с курсом клинической иммунологии и аллергологии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. Г.Г. Раднаев – кандидат медицинских наук, доцент кафедры эндокринологии и клинической фармакологии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.
К – 48 Антибиотики: учебное пособие для студентов всех факультетов /сост. : О.П. Клец, Л.Н. Минакина; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России –
Иркутск, 2013. – 72с.
В учебном пособии изложены основные вопросы темы «Антибиотики», приведены классификации, механизм и спектр действия препаратов, особенности фармакокинетики, побочные эффекты, применение. Для закрепления материала студентам предложены рецептурные задания и вопросы с ответами для самоконтроля. Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов всех специальностей ИГМУ.
УДК 615.33 (075.8) ББК 52.815.211.1я73
© Клец О.П., Минакина Л.Н © ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2013
Содержание
1.Введение. 4 2.Резистентность. Виды резистентности. 4 3.Принципы рациональной химиотерапии. 5 4.Причины развития устойчивости микроорганизмов. 6 5.Принципы профилактики резистентности. 7 6.Классификация антибиотиков по механизму действия: 8 7.Пенициллины: биосинтетические, полусинтетические. 9 8.Цефалоспорины. 16 9.Карбапенемы. 21 10.Монобактамы. 22 11.Макролиды: биосинтетические, полусинтетические, комбинированные. 23 12.Азалиды. 26 13.Тетрациклины: биосинтетические, полусинтетические, комбинированные. 28 14.Группа левомицетина. 32 15.Аминогликозиды. 35 16.Полимиксины. 38 17.Линкозамиды. 40 18.Гликопептиды. 42 19.Фузидин натрий. 43 20.Противогрибковые антибиотики. 44 21.Рецептурные задания. 48 22.Вопросы для самоконтроля. 49 23.Таблица препаратов. 58 24. Эталоны ответов на рецептурные задания. 59 25. Эталоны ответов на вопросы для самоконтроля. 63 26.Рекомендуемая литература. 69
studfiles.net
Учебное пособие
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УЛЬЯНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
К изучению фармакологии противомикробных
и противопаразитарных средств
для студентов очного и заочного обучения факультета ветеринарной медицины.
2004
УДК 619:615.9
Э.К. Рахматуллин, В.П. Кондратьева, А.К. Слугинова.
Учебное пособие к изучению фармакологии противомикробных и противопаразитарных средств для студентов очного и заочного обучения факультета ветеринарной медицины
Ульяновск, ГСХА, 2004 г. 64 с.
Данное учебное пособие составлено в соответствии с программой по ветеринарной фармакологии. Проведены классификации противомикробных и противопаразитарных средств. По каждой теме даны перечень экспериментальных работ, контрольные вопросы для самоподготовки и задания по врачебной рецептуре.
Рецензент – зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и ветсанэкспертизы д.в.н., профессор Васильев Д.А.
Утверждено на заседании учебно-методической комиссии факультета ветеринарной медицины (протокол № 8 от 26.06.2004 ).
УГСХА, 2004 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………..…3
Дезинфицирующие и антисептические
средства………………… ………………….……..6
Детергенты……………………………..…………23
Химиотерапевтические средства
-сульфаниламиды…………..……………… .…...23
-нитрофураны и производные оксихинолина…..26
-антибиотики………………………...…………....27
Противовирусные средства……………………...34
Противопаразитарные средства ……………..….35
Инсектоакарицидные средства………….……….41
- фосфорорганические соединения (ФОС)……...42
- хлорорганические соединения (ХОС)…..…..…..42
- карбаматы……………………………………..…42
- препараты содержащие серу……………….…..44
Приложения…………………………………….....46
8. Литература …………………………………..……63
Введение
Настоящее учебное пособие составлено в соответствии с программой по ветеринарной и клинической фармакологии для высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 31.08.00 – «Ветеринария».
Фармакология является фундаментальной медицинской и ветеринарной наукой о взаимодействии живого организма и лекарственных средств в различных условиях. Она служит теоретической основой фармакотерапии, фармакопрофилактики и фармакостимуляции. Фармакология на факультете ветеринарной медицины является основой для изучения клинических дисциплин.
Овладение основами современной фармакологией необходимо ветеринарным специалистам для рационального использования лекарственных средств при профилактики и лечении заболеваний.
Терапия больных животных осуществляется путем введения в организм различных лекарственных средств.
И.П. Павлов указывал: «Нужно признать, что первый приём лечения по универсальности есть введение лекарственных веществ в организм. Ведь какой бы случай ни был, даже акушерский, хирургический, почти никогда не обходится дело без того, чтобы вместе со специальными приемами не были введены в организм лекарства» (Павлов И.П. Полное собрание сочинений, том II, 1951г).
Одно из ведущих мест в профилактике и терапии заразных и паразитарных заболеваний принадлежит противомикробным средствам. К ним относятся лекарственные препараты различных химических групп, вызывающие гибель микробов или создающие неблагоприятные условия для их развития и размножения. Наряду с этим противомикробные средства действуют противопаразитарно, инсектицидно, акарицидно, фунгицидно, ларвицидно, дезодорирующее
Благодаря широкому спектру действия эти средства применяются в практической ветеринарии и медицине в борьбе с инфекционными и инвазионными болезнями животныx и человека. К противомикробным и противопаразитарным средствам относятся:
Дезинфицирующие и антисептические средства.
Химиотерапевтические средства противомикробного, антивирусного и противопаразитарного действия.
Противопаразитарные средства.
4. Инсектоакарициды.
Дезинфицирующие средства– применяют для уничтожения патогенной микрофлоры во внешней среде: в животноводческих помещениях, на предметах ухода, транспорте, почве, воде и т.д. Как правило, эти средства являются протоплазматическими ядами и лишены избирательности действия. Применяются в бактерицидных концентрациях и используются с целью фармакопрофилактики.
Антисептические средства-применяют для обеззараживания кожи, слизистых оболочек, полостей тела, ран и соприкасающихся с ними тканей. Поэтому эти средства нашли широкое применение в дерматологии, офтальмологии, хирургии (промывание и орошение ран, обработка рук и операционного поля, лечение ожогов и т.д.), гинекологии.
Отдельные средства используются для воздействия на микроорганизмы, локализующиеся в желудочно-кишечном тракте и мочевыводящих путях. В зависимости от концентрации они оказывают бактериостатическое или бактерицидное действие. Разделение препаратов на дезинфицирующие и антисептические средства имеет относительное значение. Многие из антисептиков в более высоких концентрациях используются для дезинфекции.
Химиотерапевтические средства- оказывают специфическое избирательное влияние на возбудителей, находящихся в организме и применяются с целью химиотерапии.
Итак, химиотерапией называется лечение инфекционных и паразитарных болезней путем введения в организм специфических веществ, оказывающих избирательное действие на микробы; паразиты.
Химиотерапия этиотропна и специфична, так как направлена на определенного возбудителя болезни, в этом и состоит отличие антимикробной терапии от прочей фармакотерапии.
Установлено, что взаимодействие химиотерапевтических веществ смикробом представляет собой сложный процесс, в котором решающая роль принадлежит макроорганизму, определяющим конечный исход химиотерапевтического вмешательства. При этом специфическое действие химиотерапевтических препаратов проявляется только при условиях фиксации их микробом. Фиксация препаратов осуществляется, если микроб проявляет чувствительность к назначенному химиотерапевтическому средству.
В этих условиях химиотерапевтическое средство будет наносить микробу повреждающее действие: нарушать обмен веществ, или подавлять синтез клеточной оболочки, или угнетать энзимные системы.Итак, сложный химиотерапевтический процесс в системе лекарство-организм - фармакологический эффект разделяют на три фазы.
1. Фиксация химиотерапевтического вещества микробной клеткой.
2.Повреждающее действие химиотерапевтического вещества
на микробную клетку.
3.Завершение химиотерапевтического эффекта с помощью
защитных сил макроорганизма.
К химиотерапевтическим средствам относятся:
1)Сульфаниламиды,
2)Нитрофураны и производные оксихинолина,
3)Антибиотики,
4)Противовирусные средства,
5)Противопаразитарные средства.
В целях придания определенной целенаправленности весь изучаемый материал каждой темы расписан в данном пособии на четыре составные части, по следующей схеме:
I.Экспериментальная рaбота.
2.Контрольные вопросы для самоподготовки.
3.Написание латинских названий препаратов.
4.Самостоятельная работа студентов по врачебной рецептуре.
При изучении фармакологии противомикробных, противопаразитарных средств основное внимание студентов сосредотачивается на проведении экспериментов на лабораторных животных.
Проведение экспериментальных работ на животных направлено на выработку у студентов умение анализировать действие препаратов каждой фармакологической группы, их побочные эффекты, оценивать возможности практического использования лекарственных средств на основе знания их свойств, механизмов действия и фармакодинамики.
Специфика курса преследует задачу нацелить студентов на интенсивную самостоятельную работу не только на лабораторно-практических занятиях, но и внеурочное время. С этой целью приводим перечень основных теоретических вопросов для самоподготовки.
Изучение показаний практического применения препаратов предусматривает выполнение самостоятельной работы студента по врачебной рецептуре.
studfiles.net