Предупредительные прививки вызывают образование в крови. После предупредительной прививки в организме человека и животных
Забыли пароль?
Регистрация
О компании
Доставка
Каталог товаров  
Контакты
Задать вопрос
Как сделать заказ
Рекомендации
Партнёрам
Получить консультацию

Конспект урока по теме Иммунитет. Предупредительные прививки вызывают образование в крови


После предупредительной прививки в организме человека и животных

16. Иммунитет [1982 Цузмер А.М., Петришина О.Л. - Человек. Анатомия, физиология и гигиена]

anfiz.ru

Иммунная система организма

Большое значение для сохранения здоровья человека имеет его иммунитет к различным болезням. Под иммунитетом понимают   врожденную   или   приобретенную   невосприимчивость человека и животных к разным инфекционным (заразным) заболеваниям, возникающую в результате образования в крови особых защитных веществ, которые подавляют развитие возбудителей данной болезни. Если эти вещества унаследованы человеком от его родителей и содержатся в крови с самого начала его жизни, то такой иммунитет именуют врожденным. Если же они образовались в теле человека во время болезни под действием ее возбудителей, то такой иммунитет считается приобретенным. Защитные вещества, обусловливающие приобретенный иммунитет,  часто  продолжают  вырабатываться   организмом человека и после его выздоровления, иногда в течение всей жизни. Это предохраняет от повторного заболевания этой болезнью.

Учение об иммунитете легло в основу широко применяемого в медицине предупреждения того или иного заболевания путем прививок — введения  в организм  человека  убитых или сильно ослабленных и почти потерявших свою ядовитость возбудителей этого заболевания. Иногда вместо них в кровь человека вводят вырабатываемые ими ядовитые вещества, предварительно обезвреженные различными методами. В ответ на прививку в организме человека образуются соответствующие защитные вещества и возникает приобретенный иммунитет. Если затем в организм повторно попадут возбудители этой болезни, то они, как правило, погибают или уже не могут вызвать тяжелые формы заболевания.

Впервые прививки были применены английским врачом Э, Дженнером, который еще в конце XVIII в. разработал метод предупреждения заболевания людей натуральной оспой путем введения в их организм жидкого содержимого пузырьков, вникающих на коже коров при заболевании их оспой. Но научное объяснение явлению иммунитета впервые дал французский ученый Луи Пастер (1822-1895).

Помимо предупредительных прививок, в борьбе с заразными болезнями человека и животных широко применяются также лечебные сыворотки. При дифтерии и многих других заразных болезнях больному человеку в кровь вводят сыворотку крови искусственно зараженных животных. В сыворотке содержатся выработанные животными защитные вещества, что облегчает течение болезни и приводит обычно к выздоровлению. Сыворотку можно применять и с профилактической целью.

Для получения лечебных сывороток какому-либо животному (например, лошади) в кровь вводят некоторое количество сильно ослабленного яда, вырабатываемого возбудителем данного заболевания: это обычно вызывает лишь небольшое недомогание животного. В последующие дни ему делают повторные прививки, степень ядовитости которых постепенно возрастает. Это приводит к образованию в теле животного все большего количества защитных веществ. После ряда прививок ему вводят смертельные дозы неослабленного яда, вырабатываемого возбудителями данной болезни, но животное уже выработало достаточное количество защитных веществ в крови и потому не заболевает. Тогда из крупного кровеносного сосуда его тела берут определенное количество крови и дают ей свернуться. Сыворотку крови отделяют, очищают и помещают в стеклянные ампулы.

Иммунитет, приобретенный человеком в результате прививок или введения в его кровь лечебных сывороток, именуется искусственным.

Реклама:

biologiya.net

Прививки

На протяжении всей истории человечества его опасными спутниками были болезни. Они вызывались разными причинами: переохлаждением и перегревом, плохой пищей и недостатком полезных веществ.

Но с того времени, как люди стали селиться более скученно и между поселениями наладились прочные транспортные и торговые связи, главную опасность для человечества стали представлять заразные болезни, передающиеся от человека к человеку различными путями: по воздуху и через зараженные предметы, посредством насекомых и животных – переносчиков болезней.

Такие болезни нередко принимали характер эпидемий – массовой вспышки заболевания на определенной территории, а иногда и пандемий, когда болезнью были охвачены целые континенты.

Наиболее страшной заразной болезнью в древности и в Средние века была чума. Ею были охвачены огромные территории Европы и Азии. Известны пандемии чумы в VI и в XIV веках. Она выкашивала целые города и провинции. В XIV в. появилась ее еще более опасная ее разновидность – бубонная чума.

Помимо чумы, известны и другие заразные болезни, часто приобретавшие характер эпидемий: тиф, холера, оспа, сибирская язва и др.

Еще в древности медицине были известны противоэпидемические меры: удаление заболевших из городов, сжигание имущества заболевших или умерших, привлечение людей, переболевших данной болезнью, к уходу за больными.

В XIV в. в Европе стали вводить карантин – систему мероприятий для предупреждения распространения инфекционных болезней из очага эпидемии с последующей ликвидации самого очага заражения.

Впервые карантин ввели в Италии, где применили сорокадневную задержку на рейде судов, прибывших из мест, зараженных чумой. Само слово «карантин» переводится с итальянского как «сорок дней».

Одной из самых древних болезней, с которой человечество столкнулось еще на заре своего существования, была оспа. Ее первые очаги возникли в странах Азии. В Египте она была известна шесть тысяч лет назад. Палеопатологи (специалисты, исследующие останки древних людей и животных и изучающие болезни, которыми болели в древности) считают, что рубцы на костях мумий египетских фараонов, в частности Рамзеса V (XI в. до н. э.), – следы перенесенной болезни.

В Древней Греции и Риме оспы не было. Причина тому – слишком маленькая скорость передвижения пешехода или конного путешественника. Если человек заболевал, он останавливался там, где его застигла оспа. Большая часть заболевших заражала только тех, кто за ними ухаживал – вирус оспы передается только при непосредственном контакте здорового человека с заболевшим. Больные часто умирали (смертность при оспе составляет от одной трети до трех четвертых из общего числа заболевших). В этом и заключался главный секрет медленного распространения оспы в древности.

В Европе оспа появилась только с изобретением паруса в V–VI вв. н. э. Гребные суда имели малую скорость, и путь из Малой Азии или Египта через Средиземное море в Европу занимал много времени. Больной, попавший на такой корабль, либо умирал, либо поправлялся до окончания путешествия. Когда скорость судов повысилась, оспа была завезена сначала в Грецию, затем в Италию. С тех пор она стала бичом европейского континента.

Во время эпидемий оспы в некоторых странах погибало до половины населения. Так было в Европе, Азии и Африке.

В XVI в., когда отряд Кортеса прибыл из Испании в Америку, среди солдат оказался один больной оспой. До XVI в. Американский континент не знал оспы – преградой служил Атлантический океан. Солдат заразил нескольких местных жителей, и эпидемия оспы стала распространяться по Мексике, у жителей которой не было иммунитета против страшной болезни. За несколько лет в Мексике умерло 3,5 млн человек. Эта эпидемия стала главной причиной гибели цивилизации майя.

В течение последующих 400 лет оспа оставалась бичом для всего Американского континента. Она убивала и калечила индейцев с большей жестокостью, чем конкистадоры. Оспа свирепствовала в Бразилии и Северной Америке, убивая при ежегодных эпидемиях практически каждого третьего жителя.

В Средние века к оспе привыкли насколько, что считали ее неотвратимым злом и Божьим наказанием. Еще во второй половине XVIII в. ею переболевала большая часть людей. Выжившие были так обезображены, что в то время любая женщина с чистым лицом, без следов оспы, уже считалась красавицей.

Еще в Древнем Китае и Индии врачи разработали метод защиты людей от оспы путем так называемой вариоляции. Для этого собирали оспенные корочки больного, высушивали их и растирали в мелкий порошок. Этот порошок втирали в кожу специальным шпателем или иглой, которой надрезали поверхность кожи, а иногда вдували в нос здоровому человеку. Целью этих процедур было вызвать у него легкую форму болезни.

Вариоляция действительно защищала многих людей. Но, поскольку для ее проведения использовали вирус натуральной оспы, вариоляция часто вызывала тяжелое заболевание и даже смерть. Больной в дальнейшем мог заразить контактировавших с ним людей и даже вызвать новую эпидемию.

В начале XVIII в., когда оспа широко распространилась по странам Европы, начались поиски защиты населения от этой инфекции. Члены Лондонского королевского медицинского общества решили обсудить все «за» и «против» метода вариоляции, о котором сообщали многие путешественники. Были собраны отчеты англичан о путешествиях в азиатские страны. Несмотря на опасность метода, его решили рекомендовать к применению, поскольку ущерб от эпидемий, наносимый обществу, был гораздо тяжелее.

В это время леди Монтегю, жена британского посла в Константинополе, наблюдала, как пожилые турчанки прививали здоровым местным жителям материал, взятый от больного оспой. В Турции она провела вариоляцию собственному сыну, а вернувшись в Англию, стала пропагандировать турецкий метод вариоляции.

Сначала вариоляция была принята в штыки. Духовенство усмотрело в ней нечто противное воле Божественного Провидения. Понадобилась поддержка короля Георга I, чтобы провести опыты, доказавшие огромную эффективность метода вариоляции. Для проверки выбрали заключенных Ньюгейтской тюрьмы, которым была обещана амнистия. Шесть человек – трое мужчин и три женщины – дали свое согласие на вариоляцию. Все они остались здоровыми. После этого началось широкое применение вариоляции в самой Великобритании, а также в ее американских колониях.

Ярким приверженцем вариоляции стал доктор Т. Гимздейл. Он предложил использовать этот метод при дворе русской императрицы Екатерины II. В 1768 г. его пригласили в Россию для проведения вариоляции членов императорской семьи. Гимздейл получил титул барона, звание государственного советника, чин генерал?майора, единовременное пособие в 10 000 фунтов стерлингов и пожизненную пенсию в 500 фунтов.

Несмотря на широкое применение вариоляции во многих странах Европы, врачи понимали опасность метода и его бесперспективность в борьбе с оспой как с эпидемическим процессом. Был необходим метод, который, надежно защищая людей от оспы, исключил бы опасность новых эпидемий.

Эффективный метод профилактики оспы изобрел английский врач Э. Дженнер. Он был уверен, что можно найти способ, который позволил бы защитить людей от этой смертельной инфекции. Дженнер заметил, что доярки, доившие коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, не заражаются натуральной оспой.

Пять лет Дженнер вел наблюдения и анализировал известные ему случаи успешной прививки корочек коровьей оспы человеку, а также искал подтверждение защитного эффекта этого метода.

14 мая 1796 г. Дженнер ввел восьмилетнему мальчику материал, который получил из оспенной корочки на руке молочницы. Через семь недель он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дело в том, что вирус коровьей оспы, не опасный для человека, вызвал в организме пациента появление антител, нейтрализующих вирус черной оспы.

Дженнер справедливо заключил, что доярки тоже болеют оспой, поэтому приобретают иммунитет, но болезнь протекает в легкой форме. По этой причине сами женщины?доярки не замечают своего заболевания, не жалуются на здоровье и не обращаются к врачу, хотя натуральная оспа значительно ослабляет человеческий организм и зачастую приводит к смерти. Врач пытался понять, каким образом доярки могли заразиться легкой формой оспы. Поскольку он знал о существовании так называемой коровьей оспы – похожего заболевания у коров, то предположил, что инфекция передается дояркам именно от животных.

Дальнейшие опыты подтвердили правоту Дженнера. Он доказал, что инфекция попадает в организм доярок через ссадины на руках. Здесь вырабатываются антитела к возбудителю, клетки?защитники учатся его отличать и успешно бороться с ним. Поэтому когда переболевшая коровьей оспой доярка заражается оспой натуральной, человеческой, то иммунная система ее организма оказывается готовой к нанесению ответного удара. Передача инфекции осуществляется благодаря оспенным пузырькам на вымени коровы. Из лопнувших пузырей вытекает жидкость, содержащая возбудитель оспы. Она?то и проникает в мельчайшие повреждения кожи на руках доярки.

Дженнер ввел в медицинскую практику предупредительные прививки, содержащие жидкость из коровьих пузырьков. Предупредительное прививание получило название вакцинации, а препарат для прививки – вакцины (от латинского слова, означающего «корова»). Дженнер не предполагал, что болезнетворное начало, с которым он работал, является разновидностью микроорганизмов. Это установил французский микробиолог Л. Пастер, с именем которого связано дальнейшее развитие иммунологии и техники прививания. Он первый понял, что возбудителями инфекционных болезней являются микробы и что после перенесения болезни человек, как правило, не болеет. Пастер предположил: если удастся ослабить микроорганизмы настолько, чтобы они могли вызвать заболевание человека лишь в легкой форме, то человек, перенесший эту искусственную легкую болезнь, окажется защищенным от микробов, вызывающих натуральное заболевание. Опыты это подтвердили.

Созданный Пастером метод ослабления возбудителя опирался на открытие Э. Дженнера. Дженнер, проводя предупредительное прививание, вводил в организм своих пациентов возбудитель оспы. Но, поскольку этот возбудитель был слабее натурального, иммунная система успешно с ними боролась, попутно вырабатывая антитела против микроорганизмов, вызывающих любую форму данного заболевания. Так приобретался иммунитет против смертельно опасной натуральной оспы.

Пастер разумно рассудил, что поиски слабых форм возбудителей разных инфекционных заболеваний в большинстве случаев окажутся бесплодными. Поэтому решил для приготовления профилактических и лечебных вакцин искусственно получить ослабленные или умерщвленные возбудители, которые не представляют собой угрозы для здоровья человека. Они пожираются фагоцитами, сообщающими ??лимфоцитам информацию, необходимую для синтеза соответствующих антител. Таким образом, иммунная система запоминает возможного чужеродного агента и подготавливается к очередной встрече с ним.

Впервые защитная прививка человеку была сделана 6 апреля 1885 г. В этот день к Пастеру обратилась женщина, ребенок которой был укушен бешеной собакой. Защиты от бешенства тогда не существовало, ее создал сам Пастер, но пока не применял при клиническом лечении больных. Лечение прошло успешно. Метод Пастера приобрел большую известность. К «благодетелю человечества», как назвали врача благодарные пациенты, обращались люди из всех стран Европы, из США и России.

В 1888 г. в Париже по инициативе Пастера открывают первый микробиологический институт, названный впоследствии его именем. Пастер собрал вокруг себя большую группу молодых врачей, которых учил новому подходу к лечению болезней. На пастеровских «охотников за бактериями» больше не смотрели как на чудаков, застывших над микроскопом. Микробиология и иммунология определяют последующее развитие хирургии, гигиены и всей медицинской науки в целом.

Препараты из ослабленных микробов (или их ядов) также стали называть вакцинами в память о первой коровьей вакцине, созданной Э. Дженнером. Процедура введения вакцины получила название прививки. После прививки иммунитет развивается в среднем в течение месяца.

Иммунитет человека может быть природный (естественный) и искусственно созданный.

Естественный иммунитет может быть подразделен на видовой, наследственный и приобретенный. Например, человек никогда не заболевает чумкой собак, потому что в человеческом организме нет условий для жизнедеятельности возбудителя этого заболевания. Это видовой иммунитет. Некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие.

Это наследственный иммунитет. Наконец, есть иммунитет, приобретенный в результате перенесенного заболевания или же полученный грудным ребенком с молоком матери. Искусственный иммунитет может быть только приобретенным. Он активен, когда вводится вакцина и организм сам вырабатывает антитела, или пассивный, когда человеку вводят лечебную сыворотку, содержащую уже готовые антитела.

При введении вакцины организм самостоятельно вырабатывает антитела, но их можно вводить и в готовом виде. Особенно это важно в том случае, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени.

Кровь для лечебной сыворотки берут либо у человека, перенесшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя возбудитель инфекционного заболевания или же его токсин (яд). В ответ в организме животного вырабатываются защитные антитела – антимикробные или антитоксические. Например, противодифтерийная сыворотка – антитоксин. Ее получают путем введения в организм животного дифтерийного токсина.

Все вакцины и сыворотки специфичны, то есть обладают строгой направленностью действия (например, антидифтерийная сыворотка не предохранит от других инфекционных заболеваний).

В XX веке микробиология бурно развивалась. На счету ученых?микробиологов вакцины от болезней, считавшихся ранее неизлечимыми: желтая лихорадка и полиомиелит, клещевой энцефалит, корь, дифтерия и многие другие. В 1977 г. был зарегистрирован последний случай заболевания оспой.

Сейчас идет дискуссия о необходимости прививок. Их противники выдвигают аргументы, среди которых есть и такие: прививки нарушают естественный ход вещей, помогая выжить людям, в итоге дающим ослабленное потомство; организм детей, подвергающихся прививкам в раннем возрасте, испытывает сильный стресс и т. п. Сложно сказать, насколько они правы. Но в любом случае следует оценить самоотверженность врачей, зачастую рисковавших своим здоровьем и жизнью во имя спасения других людей.

Источник: 100 знаменитых изобретений

interpretive.ru

Эпидемии. В течение многих веков от таких болезней, как чума, холера, черная оспа, люди гибли десятками тысяч. Они не знали, как спастись от массовых заразных заболеваний - эпидемий. Казалось невозможным остановить распространение эпидемий, которые быстро охватывали большие территории, перебрасывались из страны в страну.

Религия учила, что заразные болезни посылаются людям богом в наказание за их грехи. И чтобы вымолить у бога помилование, невежественные люди шли в церковь. Здесь, в многолюдных толпах молящихся, инфекция легко передавалась от больных людей здоровым, и эпидемия поражала все новые и новые жертвы. На протяжении многих веков религиозные верования препятствовали выяснению подлинных причин возникновения инфекционных болезней и поискам средств борьбы с ними.

Оспопрививание. В 1796 году Эдуард Дженнер сделал великое открытие. Он нашел средство предупреждения одной из самых страшных инфекционных болезней - натуральной оспы.

При натуральной оспе кожа больных покрывается пузырями, наполненными бесцветной жидкостью. Позже пузыри вскрываются, и на их месте образуются струпья. Во времена Дженнера оспа поражала людей десятками тысяч. Оставшиеся в живых почти всегда становились рябыми, а нередко и слепли.

Дженнер знал, что, однажды переболев оспой, человек не заражается ею вторично - становится к ней невосприимчивым. Кроме того, он подметил, что доильщицы коров на фермах очень редко заболевают натуральной оспой. Объяснить причину этого ему помогло другое наблюдение. На вымени коров часто появляются пузыри, похожие на оспенные. Недаром такое заболевание скота носит название коровьей оспы. Это наблюдение навело Дженнера на предположение, что коровья оспа - легкая форма человеческой. При дойке больных коров, рассуждал он, в трещины кожи на руках работниц попадает жидкость из лопнувших пузырей. Это вызывает заражение оспой, которая протекает в очень легкой форме, незаметно для заболевшей. Вот почему доильщица становится невосприимчивой к натуральной оспе.

Но это предположение необходимо было проверить. Дженнер втирал людям жидкость из оспенных пузырей коров через небольшие надрезы на коже. На месте прививки появлялся пузырек; вокруг него кожа краснела и припухала. Через несколько дней пузырек вскрывался и подсыхал. Эти прививки оказались безвредными. Зато люди, которым сделали прививки, становились невосприимчивыми к натуральной оспе.

Открытие Дженнера нанесло удар религиозным представлениям о неотвратимости болезней. Поэтому против него ополчилось духовенство, внушая верующим, что, делая себе прививки, они отдают душу в руки дьявола. Но, несмотря на сопротивление церкви, оспопрививание начало распространяться во всем мире.

После Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране декретом, подписанным В. И. Лениным, было введено обязательное оспопрививание. Теперь в Советском Союзе натуральная оспа полностью ликвидирована.

Мечников Илья Ильич (3 мая 1846 - 2 июля 1916) - выдающийся русский ученый, внесший большой вклад в различные отрасли биологии, с 1883 года член-корреспондент Петербургской Академии наук, а с 1902 года ее почетный член. В 1883 году И. И. Мечников открыл явление фагоцитоза. За исследования по фагоцитозу в 1908 году ему была присуждена Нобелевская премия.

Открытие Дженнера было основано не на знании причин, вызывающих инфекционные болезни, а на наблюдательности. Лишь столетием позже Луи Пастер выяснил, что инфекционные болезни вызываются болезнетворными микробами. А после открытия И. И. Мечниковым фагоцитоза начало развиваться учение о невосприимчивости организма к инфекционным заболеваниям.

Образование защитных веществ. Невосприимчивость организма к какой-либо инфекционной болезни связана с иммунитетом.

Иммунитет - это выработавшаяся в процессе естественного отбора способность организма образовывать специфические защитные вещества в ответ на внедрение в него чужеродных тел (например, болезнетворных микробов и их ядов, крови несовместимой группы, ткани, пересаженной от другого организма). С помощью защитных веществ чужеродные тела уничтожаются.

Предупредительные прививки. Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью, например дизентерией, брюшным тифом, дифтерией, у него искусственно вырабатывают иммунитет. Для этого человеку вводят в организм убитых или сильно ослабленных, уже почти потерявших ядовитость возбудителей болезни или их яды, которые предварительно обезвреживают. Такая прививка вызывает заболевание в очень легкой форме. В ответ на проникновение в организм микробов или их ядов в нем начинается образование соответствующих защитных веществ. И возбудители данной болезни, проникнув в иммунный организм, погибают, а их яд обезвреживается.

Дженнер Эдуард (17 марта 1749 - 26 января 1823) - английский врач, создатель метода предохранения человека от заболевания оспой. В 1798 году Дженнер разработал метод предохранения от заболевания оспой путем искусственного заражения человека содержимым оспенных пузырей коров. В дальнейшем он усовершенствовал технику оспопрививания

Каждый из вас должен понимать значение предупредительных прививок и не уклоняться от них, когда их проводят в школе или в том районе, где вы живете. Они защитят вас от опасных болезней.

После предупредительной прививки человек чаще всего не заболевает той болезнью, против которой она сделана, в случае заражения переносит ее очень легко.

Лечебные сыворотки. Способность организма вырабатывать защитные вещества используется не только для предупреждения инфекционных болезней, но и для их лечения. В некоторых случаях, когда заболевшему нужно быстро оказать помощь, ему вводят готовые защитные вещества, получаемые из организмов искусственно иммунизированных животных.

Такое лечение применяется, например, при дифтерии - тяжелой инфекционной болезни. Ее возбудители поражают слизистую оболочку горла, а их яды разносятся кровью по всему организму и вызывают тяжелое отравление. Когда противодифтерийная лечебная сыворотка еще не применялась, из каждых 10 заболевших детей умирало 6 - 7.

В наше время изготовляют различные лечебные сыворотки. Некоторые из них применяют не только для лечения, но и для того, чтобы не допустить заболевания заразившегося человека. Так, развитие очень опасной болезни - столбняка - можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки. Столбняк может быть вызван загрязнением ран землей, так как его возбудители подолгу сохраняются в почве. Когда в рану попадает земля, необходимо сразу обратиться в лечебное учреждение. Там будет введена в организм противостолбнячная лечебная сыворотка. Готовые защитные вещества, содержащиеся в ней, не дадут болезни развиться. Так как при использовании лечебных сывороток защитные вещества не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Пройдет некоторое время, и организм вновь станет восприимчивым к болезни.

Пастер Луи (27 декабря 1822 - 28 сентября 1895) - французский ученый, труды которого положили начало развитию микробиологии как самостоятельной науки. С 1862 года он член Парижской Академии наук. В 1879 году, исследуя микробы куриной холеры, Пастер обнаружил, что введение ослабленных микробов курам не вызывает их гибели и в то же время делает их совершенно невосприимчивыми к данной болезни. Это открытие привело Пастера к разработке метода предупредительных прививок,которые явились эффективным средством борьбы с различными заразными заболеваниями: сибирской язвой, бешенством, краснухой у свиней

В нашем организме иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них мы можем болеть много раз в жизни. Такова, например, ангина.

Виды иммунитета. Некоторые люди уже с рождения невосприимчивы к той или иной болезни. В их крови содержатся защитные вещества с самого начала жизни. Такой иммунитет называется врожденным. Он наследуется потомством от родителей. В других случаях иммунитет вырабатывается у человека после перенесения инфекционных заболеваний. Это приобретенный иммунитет. Под действием возбудителей инфекционных болезней в организме больного вырабатываются защитные вещества. Этот процесс продолжается и после выздоровления человека, иногда в течение всей его жизни. Вот почему, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди не заболевают этими болезнями вторично. Такая способность организмов используется медициной для предупреждения и лечения некоторых инфекционных заболеваний.

Иммунитет врожденный или приобретаемый в результате перенесенного заболевания называется естественным. Иммунитет, приобретаемый в результате предупредительных прививок или введения лечебных сывороток, получил название искусственного.

■ Иммунитет. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки.

? 1. Чем вызываются инфекционные заболевания? 2. Кем и как было введено оспопрививание?

! 1. В чем различие действия на организм предупредительных прививок и лечебных сывороток? 2. Почему при лечении дифтерии больным вливают не плазму крови иммунизированного животного, а кровяную сыворотку?

privivkinfo.ru

Конспект урока по теме Иммунитет

Димитриенко Наталья Геннадьевна, учитель биологии МОУ СОШ №5

Задачи:

Образовательные: формирование новых анатомических понятий: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

Развивающие: формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой, а также развитие умений сравнивать и обобщать; развитие мыслительных способностей учащихся, логического мышления;

Воспитательные: формирование диалектико-материалистического мировоззрения; Воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.

Цели:

  1. Углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

  2. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой; извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация с использованием интерактивной доски “Иммунитет. Виды иммунитета”.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада видеть вас здоровыми. И очень надеюсь, что наш урок будет вам полезен для сохранения и укрепления вашего здоровья в будущем.

  1. Актуализация понятий.

В результате всех войн 20 столетия на Земле в общей сложности погибло 111 млн. человек, из них примерно 1.1 млн. человек ежегодно. Уровень смертности от болезней в 14 раз выше. Например, ежегодно только от инфекционных заболеваний, вызванных патогенными микроорганизмами, умирают около 2.3 млн. человек.

СПИД, грипп, чума, туберкулез, оспа, малярия, гепатит ит.д.

Но почему даже в страшные эпидемии одни люди болеют, а другие нет?

Эпиграф урока:

Человека окружают катаклизмы – многочисленные микроорганизмы:

Вирусы, бактерии, микробы, но ведь человек не недотрога.

У него имеется защита…

Как вы думаете, изучением какой темы мы займемся сегодня? (Будем изучать защитные свойства организма)

Защиту организма называют иммунитетом. Давайте сформулируем задачи урока (ученики формулируют, учитель вывешивает на доске тему урока, задачи и план) .

Для лучшего усвоения нового материала давайте повторим основные понятия темы прошлого урока. Напомните, что мы изучали на прошлом уроке? (кровь, строение и функции)

  1. Выбрать из списка понятия, соответствующие особенностям строения клеток крови: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов (работа с интерактивной доской). См. приложение 1.

  2. Выбрать из списка понятия, соответствующие функциям клеток крови: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов (работа с интерактивной доской). См. приложение 1.

  3. Вставить в текст пропущенные термины (работа с интерактивной доской). См. приложение 2.

  4. Работа с электронным микроскопом (например, препарат какой ткани вам дан для просмотра, назовите особенности строения этой ткани и выполняемые функции). См. приложение 3.

  1. Изучение нового материала.

  1. Что же такое иммунитет?

Давайте обратимся к словарям и найдем определение термина «иммунитет» (ученики зачитывают)

Обратимся к слайдам презентации:

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных бактерий и вирусов, а также от инородных тел и веществ.

Справляется с этой задачей иммунная система.

Иммунная система объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих извне или образующихся в организме.

Давайте рассмотрим органы иммунной системы:

Центральные органы (красный костный мозг, тимус)

Периферические органы (лимфатические узлы, миндалины, селезёнка)

Роль клеток – защитников против чужеродных тел выполняют клетки крови-лейкоциты. Повторим виды лейкоцитов (см. слайд презентации)

2. Физиологический механизм иммунитета

- Каков физиологический механизм иммунитета?

Самостоятельная работа с учебником по группам.

Прочитать стр. 122. и дополнительный материал по теме. Чтение с пометками.

1 группа выделяет новые основные понятия темы.

2 группа готовит сообщение об открытии Мечникова И.И.

3 группа составляет рассказ о защитных механизмах организма

4 группа заканчивает схему на интерактивной доске.

Проверяем работу групп:

1 группа – термины: иммунитет, лейкоциты, лимфоциты, фагоциты, антитела, В и Т лейкоциты, Мечников, фагоцитоз.

3 группа – сообщение о механизмах иммунитета:

По строению и выполняемым функциям лейкоциты делятся на лимфоциты и фагоциты. В крови существует две группы лимфоцитов: В- и Т-клетки. В-клетки образуют особые вещества, которые, соединяясь с бактериями, делают их беззащитными против фагоцитов. Т-клетки сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусом. Вступая с ними в контакт, они выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий или вирусов. Эти особые вещества называются антителами и имеют белковую природу.

Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ называется фагоцитозом, а клетки, его осуществляющие это фагоциты. Процесс был впервые открыт великим русским ученым И.И.Мечниковым.

Фагоцитоз и выработка антител - единый защитный механизм, названный иммунитетом.

2 группа: Сообщение о Мечникове И.И.

Великий русский ученый Илья Ильич Мечников свое открытие сделал, изучая морских беспозвоночных в Италии. Он обратил внимание, что у них в переваривании пищи у этих животных принимают участие подвижные клетки, похожие на амеб. Введя в тело морской звезды шип от розы, он наблюдал, как занозу окружают подвижные клетки, пытаясь уничтожить этот шип. Эти клетки Мечников назвал фагоцитами, что значит пожирателями, а процесс фагоцитозом. У высших млекопитающих и человека тоже существуют подобные клетки.

4 группа: Закончить схему на интерактивной доске. См. приложение 4.

ЛЕЙКОЦИТЫ

ЛИМФОЦИТЫ

ФАГОЦИТЫ

В – клетки Т – клетки

Антитела Особые веществ

соединяются вызывают гибель

с бактериями бактерий и вирусов ФАГОЦИТОЗ

и делают их

беззащитными

против

фагоцитов

Фагоцитоз и выработка антител - единый защитный механизм, названный иммунитетом.

  1. Виды иммунитета.

- Какие виды иммунитета существуют?

Иммунитет бывает естественный и искусственный.

Работа по группам с текстом учебника на стр. 122

1 группа объясняет естественный иммунитет

2 группа искусственный иммунитет

3 группа определяет группы естественного иммунитета

4 группа определяет особенности искусственного иммунитета.

Открывается схема на интерактивной доске. См. приложение 5.

Естественный врожденный иммунитет - это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.

Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные предупредительные прививки делают от гриппа, дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.

Пассивный искусственный иммунитет - это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.

Развитие очень опасной болезни - столбняка - можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.

Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.

В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.

  1. Сообщение учащихся о Дженнере и Пастере.

Дженнер Эдвард (1749-1823)

Английский врач, 14 мая 1796 года привил против оспы 8-летнего мальчика путем перенесения ему содержимого оспенного пузырька от женщины-доярки, которая заразилась коровьей оспой. Спустя 1,5 месяца и затем через 5 месяцев мальчику вводили материал от больного натуральной оспой. Мальчик остался здоровым. Метод Дженнера начали вводить повсеместно до полной ликвидации оспы – 8 мая 1980 года. Сейчас предупредительные прививки применяются широко и спасают человечество от многих страшных заболеваний, уносивших миллионы жизней.

Пастер Луи (1822-1895)

Французский ученый. Доказал, что инфекционные заболевания вызваны передачей патогенных микроорганизмов, а не самозарождением. Ввел способ уничтожения патогенных бактерий методом пастеризации – нагреванием до 50-60 градусов. Сейчас этот метод широко применяется. Также Пастер внедрял в организм человека ослабленных возбудителей для предохранения его от заразных болезней.

5. От чего же зависит сила иммунитета? Почему у одних он справляется с нагрузками, а у других нет, и они заболевают (ответы учеников: от организма, от питания, от занятий спортом, от вредных привычек). Чтобы выяснить ответ на этот вопрос, ученики нашего класса: провели небольшое исследование. Для этого они провели опрос о вредных привычках учащихся 8-11 классов, их пристрастия к занятиям спортом и выяснили у мед. работников частоту заболевания учащихся. И вот что они получили ( выступление учащихся с показом графика исследования ), вывод: в классе, где учащиеся занимаются спортом и не имеют вредных привычек болеют меньше, значит у них более сильный иммунитет, а в том классе, где не любят спорт и курят, иммунитет у учащихся ослаблен, а значит иммунитет можно укрепить, занимаясь спортом.

Заполнение таблицы с учениками на интерактивной доске. См. приложение 6.

Факторы, ослабляющие иммунитет

Факторы, укрепляющие иммунитет

  1. Вредные привычки

А) алкоголь разрушает печень

Б) КУРЕНИЕ

В) НАРКОМАНИЯ

Г) ТОКСИКОМАНИЯ

2. Энергетическое истощение организма

А) болезнь

Б) плохой сон

В) ПЛОХОЕ ПИТАНИЕ

Г) НЕДОСТАТОК ВИТАМИНОВ

3. Стрессовое напряжение разрушает лимфоциты

4. Малоподвижный образ жизни

1. избегать вредных привычек

  1. Правильно питаться (рациональное питание)

  2. Витамины

  3. Режим труда и отдыха

  4. Заниматься спортом

  5. Сохраняйте хорошее настроение.

6.Иммунитет и СПИД

В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны. Если ситуация по СПИДу не изменится, то к 2017 году на территории Нижегородской области количество зараженных этим вирусом приблизится к 50%. Мы с вами уже говорили как можно избежать заражения вирусом иммунодефицита человека, давайте повторим правила профилактики заражения ВИЧ.

Работа по группам – заполнение таблицы «Способы передачи ВИЧ-инфекции»

См. приложение 7.

  1. Рефлексия.

Давайте вернемся к задачам нашего урока. Скажите, ребята, что вы узнали сегодня на уроке? Как вы думаете, полученные знания будут вам полезны, и где вы их сможете применить?

Давайте возьмемся за руки и в каждой группе сделаем за столом круг друзей, готовых помочь друг другу в трудную минуту. Как вы думаете, с чем можно сравнить этот крепкий круг? Посмотрим на доску (методика «лупа») – с иммунитетом, где ЗОЖ, правильное питание, спорт, режим дня его составные части. Так пусть же он будет крепким как ваша дружба. Будьте все здоровы и счастливы.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание.

    1. Обязательное для всех: стр.122-124, выучить новые термины.

    2. По выбору: найти материал и подготовить по нему презентации об открытиях ученых Мечникова, Пастера, Дженнера.

Литература

  1. Биология. Человек. 8 класс. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. - М.: Дрофа, 2005.-215 с.

  2. Поурочное планирование по биологии. 8 класс. Под ред. Сонина И.Н., - М., 2006

  3. Большая медицинская энциклопедия. - М.: Медицина, 2000. – 670 с.

  4. Электронное наглядное пособие Биология человека.- ЗАО «Новый Диск», 2007

Вставить пропущенные слова:

Кровь, лимфа, тканевая жидкость образуют внутреннюю среду организма. Непосредственно с клетками контактирует тканевая жидкость. Кровь состоит из эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и плазмы крови. Функции крови: разносит питательные вещества, кислород, гормоны, связывает все части тела организма, выносит из тканей продукты обмена веществ. Клетки крови человека образуются в красном костном мозге. Обеспечение дыхательной функции организма выполняют эритроциты, перенося кислород и удаляя углекислый газ. Защищают организм от микробов лейкоциты - белые кровяные тельца. В свертывании крови участвуют кровяные пластинки или тромбоциты.

infourok.ru

Иммунная система организма — Энциклопедия по биологии

Большое значение для сохранения здоровья человека имеет его иммунитет к различным болезням. Под иммунитетом понимают   врожденную   или   приобретенную   невосприимчивость человека и животных к разным инфекционным (заразным) заболеваниям, возникающую в результате образования в крови особых защитных веществ, которые подавляют развитие возбудителей данной болезни. Если эти вещества унаследованы человеком от его родителей и содержатся в крови с самого начала его жизни, то такой иммунитет именуют врожденным. Если же они образовались в теле человека во время болезни под действием ее возбудителей, то такой иммунитет считается приобретенным. Защитные вещества, обусловливающие приобретенный иммунитет,  часто  продолжают  вырабатываться   организмом человека и после его выздоровления, иногда в течение всей жизни. Это предохраняет от повторного заболевания этой болезнью.

Учение об иммунитете легло в основу широко применяемого в медицине предупреждения того или иного заболевания путем прививок — введения  в организм  человека  убитых или сильно ослабленных и почти потерявших свою ядовитость возбудителей этого заболевания. Иногда вместо них в кровь человека вводят вырабатываемые ими ядовитые вещества, предварительно обезвреженные различными методами. В ответ на прививку в организме человека образуются соответствующие защитные вещества и возникает приобретенный иммунитет. Если затем в организм повторно попадут возбудители этой болезни, то они, как правило, погибают или уже не могут вызвать тяжелые формы заболевания.

Впервые прививки были применены английским врачом Э, Дженнером, который еще в конце XVIII в. разработал метод предупреждения заболевания людей натуральной оспой путем введения в их организм жидкого содержимого пузырьков, вникающих на коже коров при заболевании их оспой. Но научное объяснение явлению иммунитета впервые дал французский ученый Луи Пастер (1822-1895).

Помимо предупредительных прививок, в борьбе с заразными болезнями человека и животных широко применяются также лечебные сыворотки. При дифтерии и многих других заразных болезнях больному человеку в кровь вводят сыворотку крови искусственно зараженных животных. В сыворотке содержатся выработанные животными защитные вещества, что облегчает течение болезни и приводит обычно к выздоровлению. Сыворотку можно применять и с профилактической целью.

Для получения лечебных сывороток какому-либо животному (например, лошади) в кровь вводят некоторое количество сильно ослабленного яда, вырабатываемого возбудителем данного заболевания: это обычно вызывает лишь небольшое недомогание животного. В последующие дни ему делают повторные прививки, степень ядовитости которых постепенно возрастает. Это приводит к образованию в теле животного все большего количества защитных веществ. После ряда прививок ему вводят смертельные дозы неослабленного яда, вырабатываемого возбудителями данной болезни, но животное уже выработало достаточное количество защитных веществ в крови и потому не заболевает. Тогда из крупного кровеносного сосуда его тела берут определенное количество крови и дают ей свернуться. Сыворотку крови отделяют, очищают и помещают в стеклянные ампулы.

Иммунитет, приобретенный человеком в результате прививок или введения в его кровь лечебных сывороток, именуется искусственным.

Реклама: - Рекомендуем прочитать следующую информацию: http://santehno.by/ классические водяные полотенцесушители.

biologiya.net





г.Самара, ул. Димитрова 131
avs@avs63.ru