Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. Вакцина культура ослабленных микробов да или нет
Ответ Тема 5. Внутренняя среда организма
69. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы. 70. Назовите три жидкости, составляющие внутреннюю среду организма. 71. Ответьте, работа каких регулирующих систем поддерживает относительное постоянство внутренней среды организма. 72. Укажите, где располагаются структуры, сигнализирующие регулирующим системам об отклонении концентрации определённого вещества в жидкостях внутренней среды организма от нормального диапазона. 74. Зарисуйте и опишите строение и функции форменных элементов крови, используя следующую таблицу. -
Ответ:
Клетки крови
Характеристика
|
Эритроциты
|
Лейкоциты
|
Тромбоциты
|
Рисунок и описание строения
|
Красные кровяные тельца двояковогнутой формы. Ядра нет.
|
Округлые прозрачные кровяные тельца с выраженным ядром.
|
Мелкие клетки.
|
Функция
|
Транспорт веществ.
|
Защитная (фагоцитоз).
|
Свертывание крови.
|
Количество (в 1 )
|
4-5 млн.
|
4-8 тыс.
|
200-400 тыс.
|
74. Прочитайте статью «Состав крови» (§17). Ответьте на вопросы. 1) Почему артериальная кровь ярко - алая, а венозная – тёмно - вишнёвая? (Опишите процессы, происходящие с гемоглобином при превращении венозной крови в артериальную и артериальной крови в венозную.)
-
Ответ: Гемоглобин в артериальной несёт кислород от сердца к органам, а потому кровь имеет светлый цвет. В венозной крови гемоглобин несет углекислый газ от органов к сердцу, а потому кровь имеет темный цвет.
2) Следователь, изучая подозрительные капли крови, обнаружил, что её эритроциты имеют ядро. Могли ли такая кровь принадлежать человеку? А курице? 3) Фагоциты уничтожают чужеродные клетки – антигены путём их захвата. А как действуют лимфоциты? 75.Прочитайте материал о тромбоцитах(§17). Дополните схему, отражающую порядок событий, происходящих при свёртывании крови. -
Ответ:
76. Прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы. Гемофилия – наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свертывания крови. Врождённое изменение структуры ДНК (определённого гена) приводит к тому, что у человека не образуются необходимые белки – факторы свёртывания. В результате резко взрастает опасность гибели человека, даже при незначительной травме. Обычно болезнью страдают мужчины, женщины же являются носительницами гена гемофилии и могут родить больных сыновей или дочерей – носительниц. Самой известной в истории носительницей гена гемофилии была английская королева Виктория, которая передала этот патологический ген своим потомкам – представителям царских семей Европы. Царевич Алексей – сын последнего российского императора Николая II – страдал гемофилией. Ген гемофилии он получил от матери - императрицы Александры, которая была внучатой племянницей королевы Виктории. Наиболее распространённое заблуждение о гемофилии – это то, что больной гемофилией может истечь кровью от малейшей царапины. На самом деле, кровотечение из мелких ссадин и порезов у гемофиликов прекращается почти так же быстро, как и у здоровых людей. Опасны крупные ранения, хирургические операции, удаление зубов. А также внутренние кровоизлияния в мышцы и суставы.
Как вы считает, в каком направлении должна развиваться помощь людям, живущим с диагнозом «гемофилия»? какие лекарственные препараты необходимы для компенсации этого заболевания?
77. Прочитайте дополнительный материал и сформулируйте к нему вопрос. При повреждении сосуда вся кровь не сворачивается благодаря наличию системы противосвёртывания. Специальные белки плазмы препятствуют распространению реакции далеко от места повреждения сосуда. Они присоединяются к факторам свёртывания и блокируют их. Если этих белков недостаточно, то сгусток крови вырастает очень большой и возникает опасность тромбоза (закупорки) сосудов. Это заболевание получило название тромбофилия. В 70% случаев тромбофилия имеет наследственную природу. 78. Прочитайте статью «Защитные барьеры организма» (§18). Заполните таблицу. -
Ответ:
Защитные барьеры организма
|
Тип защиты
|
Барьер: кожа и слизистые оболочки
|
Физическая
|
Химическая
|
Экологическая
|
Преграда на пути к внутренней среде.
|
Выделения потовых и сальных желез губительны для многих бактерий и вирусов.
|
На коже человека находятся организмы, которые уничтожают других микробов.
|
Барьер: кровь, тканевая жидкость, лимфа (т.е. внутренняя среда организма)
|
Неспецифический иммунитет
|
Специфический иммунитет
|
Осуществляется лейкоцитами путем фагоцитоза.
|
Антигены уничтожаются антителами.
|
79. Дайте определение понятия иммунитет. 80. Дополните схему иммунной системы организма человека. -
Ответ:
81. Заполните таблицу. -
Ответ:
Функция T-лимфоцитов
|
Функция B - лимфоцитов
|
Распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру. Информацию о химической структуре антигены передают в B - лимфоциты
|
Получит информацию от T – лимфоцитов, начинают выделять антитела.
|
82. Прочитав статью «Воспаление» (§18), напишите в правом столбце таблицы процессы, происходящие в поражённых тканях. -
Ответ:
Внешние признаки
|
Процессы, происходящие в поражённых тканях
|
Воспалённое место краснее, на этом участке повышается температура.
|
Расширяются капилляры, усиливается приток крови.
|
Возникает боль и опухоль. Ограничивается участок воспаления.
|
Раздражаются рецепторы, вызывающие боль к воспаленному участку прибывают лейкоциты и макрофаги. Начинается фагоцитоз. Вокруг микробов образуется защитный вал, внутри которого происходит уничтожение возбудителей.
|
Появляется гной.
|
Смесь погибших микробов и фагоцитов, вышедшая на поверхность.
|
83. Допишите приведённые утверждения. -
Ответ: Заразные болезни, вызываемые вирусами, микробами, грибками, называют инфекционными. Заразные болезни, вызываемые простейшими, червями, паразитами, клещами, называются паразитами. Инфекционные заболевания протекают поэтапно. Время от момента заражения до появления первых симптомов называется скрытым периодом. Далее следует острый период, после которого наступает выздоровление.
84. Напишите, какие процессы в организме имеют место в скрытый, острый периоды болезни и при выздоровлении. -
Ответ:
Период болезни
|
Процессы, происходящие в организме
|
Скрытый
|
Размножение возбудителя и иммунная реакция.
|
Острый
|
Интенсивное накопление возбудителя и токсинов антител.
|
Период выздоровления
|
Антитела нейтрализуют яды сдерживают размножение.
|
85. Прочитайте статью «Инфекционные болезни» (§18). Ответьте на вопросы. 1) Можно ли заразиться, выпив из стакана, которым пользовался больной гриппом? Почему? 2) Можно ли избавиться от микробов с помощью кипячения воды? 3) Вчём состоит опасность бацилло- и вирусоносительства? 86. Прочитайте статьи «История изобретения вакцин» и «Лечебные сыворотки» (§19) и запишите в табличной форме разницу между вакцинами и лечебными сыворотками. -
Ответ:
Критерии сравнения
|
Вакцины
|
Лечебные сыворотки
|
Состав препарата.
|
Ослабленные микробы или их токсины.
|
Готовые антитела.
|
Механизм действия
|
Организм сам вырабатывает антитела. Иммунитет развивается в течение месяца
|
Организм получает готовые антитела, ему не нужно вырабатывать их самостоятельно.
|
Продолжительность действия
|
Длительное
|
Короткое
|
|
|
|
|
87. Изучите рисунок 60 на с. 122 учебника. Заполните пропуски в тексте об изготовлении и применении антидифтерийной сыворотки, приведённое ниже. -
Ответ: Для приготовления антидифтерийного антитоксина лошади вводят возбудителя инфекции или токсин. Процедуру повторяют несколько раз, увеличивая дозу препарата. В организме лошади вырабатывается антитела. Из взятой у лошади крови берут антитела путём выделения сыворотки. Ампулы антидифтерийного антитоксина применяют в лечении больных и профилактике здоровых. Сыворотка специфична, т.е. обладает строгой направленностью действия.
88. Прочитайте статью «Аллергию» (§19). Впишите в текст о развитии аллергического процесса необходимые термины. -
Ответ: I стадия аллергии протекает безболезненно и без внешних проявлений. Аллерген вызывает иммунную реакцию. Образующиеся антитела выходят из стенок сосудов и адсорбируются на слизистых оболочках. II стадия аллергии вызывает конъюнктивит, насморк, кашель, крапивницу, расстройство желудка и пр. Попавший в организм аллерген улавливается антителами, осевшими на слизистых. Образуется комплекс антиген – антитела. При этом выделяются вещества, которые поражают клетки слизистых. Происходит аллергическая реакция.
89. Прочитайте статью «Переливание крови» (§19). Укажите стрелками теоретические пути переливания крови.
-
Ответ:
90. Повторите информацию о факторах, по которым различаются группы крови у человека. -
По содержанию антигенов в эритроцитах и антител плазмы людей можно разделить на четыре группы. Антигены эритроцитов обозначаются буквами А и В, антитела плазмы – греческими буквами α и β. Иммунный конфликт происходит тогда, когда антиген А встречается с антителом α, а антиген В – с антителом β. В крови любого человека эти антигены и антитела никогда не встречаются вместе.
|
I группа крови
|
II группа крови
|
III группа крови
|
VI группа крови
|
Антигены эритроцитов
|
Отсутствуют
|
A
|
B
|
AB
|
Антитела плазмы
|
αβ
|
β
|
α
|
Отсутствуют
|
Переливание совместимой крови, но другой группы крови проводится капельным способом и в небольших объёмах, поэтому несовместимые антитела донорской крови разбавляются плазмой реципиента и не могут склеить эритроциты, содержащие несовместимые антигены. При переливании несовместимой крови антигены донорских эритроцитов попадают сразу в плазму реципиента с высокой концентрацией антител, и донорские эритроциты склеиваются. Однако в настоящее время пациенту стараются переливать кровь столько своей группы. Знаете ли вы свою группу крови? Если нет, спросите у родителей и запишите её в тетрадь. 91. Прочитайте статью «Резус - фактор» (§19). Ответьте на вопросы. 1) Что происходит в организме резус – отрицательной женщины, если она вынашивает резус – положительного ребёнка в первую беременность? 2) Что происходит при повторной беременности, если плод снова резус – положительный? 3) С наследственным или приобретённым иммунитетом связаны: а) несовместимость групп крови по системе АВ0; б) резус-конфликт? 92. Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни. -
Ответ: Знание своего резус-фактора и группы крови может спасти жить. Также знания о совместимости групп крови пригодятся в будущем, если мы решим стать донором крови для кого-то из близких или для всех. Зная, что у меня первая группа, то я являюсь универсальным донором.
93. Решите кроссворд № 5. -
Ответ:
По горизонтали:2. Культура ослабленных микробов или их ядов, применяемые для предохранительных прививок.5. Клетка крови, участвующая в образовании антител.7. Человек, дающий кровь для переливания.9. Способность организма уничтожать чужеродные клетки и вещества.10. Вещество, присоединяющее кислород и находящееся в эритроцитах.11. Химические вещества, поступающие в кровь и уничтожающие определённый вид антигенов.
По вертикали:1. Клетка крови, транспортирующая кислород и углекислый газ.3. Чужеродное вещество.4. Сгусток крови, возникающий в процессе свёртывания.6. Кровяные пластинки, участвующие в свёртывании крови.8. Человек, получающий кровь при переливании.
tetrab.ru Я уколов не боюсь: Тренируем иммунитет
Сезон гриппа — самое подходящее время поговорить о вакцинах. И не только противогриппозных, но и от самых разных болезней — даже таких, как старческое слабоумие и никотиновая зависимость. Тысяча лет вакцинации Съедобные вакцины: ровно через 200 лет после того, как Эдвард Дженнер придумал вакцинацию, родилась идея создания съедобных вакцин. Традиционно для вакцинации используются ослабленные живые (или аккуратно убитые) микробы и вирусы, выделенные из культуры патогенов отдельные белки или их фрагменты. Производство вирусных белков с помощью ГМ-растений проще, безопаснее и дешевле Иммунная система — это армия, постоянно воюющая против агрессоров, угрожающих постоянству внутренней среды организма и самому его существованию. Разведка и контрразведка этой армии выявляет и врагов, и предателей — собственные клетки организма, из-за случайных мутаций представляющие для него опасность. Отделы собственной безопасности следят за чистотой своих рядов и пресекают возникновение аутоиммунных реакций, при которых уничтожаются здоровые клетки. Иногда они с этим не справляются — аутоиммунную природу имеют многие распространенные заболевания, например диабет I типа, при котором иммунная система атакует бета-клетки поджелудочной железы. Во внештатных (не предусмотренных эволюцией) ситуациях иммунитет начинает бороться с пересаженным органом или перелитой кровью неподходящей группы. А одна из типичных штатных ситуаций — повторный переход границы группой диверсантов из однажды разгромленной банды. На этот случай в архивах иммунологической памяти хранятся данные обо всех встреченных врагах, и если организм победит инфекцию один раз, то чаще всего при повторном контакте с патогеном иммунитет успевает уничтожить его раньше, чем микробы или вирусы размножатся и вызовут болезнь. Метод научного тыка В конце XVIII века, когда Дженнер рискнул проверить свою (по тем временам безумную) гипотезу и привил натуральную оспу мальчику, которого сам же предварительно заразил не опасной для жизни коровьей оспой, не было известно даже того, что причиной заразных заболеваний являются микроорганизмы. Почти через сто лет, когда Пастер разработал методику выработки искусственного иммунитета с помощью ослабленных возбудителей болезней (и назвал ее вакцинацией, почему-то в честь коровы — vacca, а не Дженнера), Мечников и Эрлих делали самые первые шаги в разработке теории иммунитета. А пастеровская вакцина от бешенства спасала людей от неминуемой смерти за десятки лет до открытия первого вируса. И сейчас вакцинологи продолжают на шаг опережать иммунологов: как именно действуют разработанные против десятков болезней вакцины, до конца не известно. Но они работают — и ежегодно спасают миллионы жизней. Технологии двойного назначения Вторую после Дженнера и первую научно обоснованную вакцину Пастер открыл случайно: культура возбудителей куриной холеры, простоявшая дольше положенного срока в термостате, перестала вызывать заболевание. К счастью, Пастер сумел понять, что произошло, когда тех же кур заразили вполне жизнеспособными микробами — и тоже безрезультатно. Этот метод применяется до сих пор: ослабленные или мутантные штаммы, потерявшие способность вызывать болезнь, составляют основу знакомых всем вакцин против гриппа, кори, свинки — и полиомиелита, туберкулеза, сибирской язвы, чумы и других особо опасных инфекций. Штамм, потерявший заразность в результате мутации, может так же случайно восстановить свои вирулентные свойства. А ведь многие вакцины приходится делать из убитых, но вполне полноценных возбудителей — от того же гриппа, бешенства, брюшного и сыпного тифа, холеры и многого другого. И для лечения уже заболевших дифтерией, столбняком, ботулизмом, сыпным и брюшным тифом, гепатитом А и т. д. применяются анатоксины (обезвреженные микробные яды) или антитоксические сыворотки (выделенные из крови животных антитела к токсинам), а для этого тоже приходится иметь дело с опасными вирусами и бактериями. Расщепленные и субъединичные вакцины, в отличие от живых и убитых, исключают риск заразить пациента, но для получения белков-антигенов тоже приходится выращивать вирусы гриппа (опять грипп!), холерных вибрионов или менингококков. Во всем мире производство вакцин находится под присмотром военных. Во‑первых, на случай возможной бактериологической атаки потенциальным противником или террористами необходимо обновлять стратегические запасы вакцин против самых опасных болезней. Во‑вторых, понятно, какие мысли вертятся под генеральскими фуражками, несмотря на все соглашения о запрещении биологического оружия. И даже при отсутствии злого умысла на любом таком производстве может случиться катастрофа страшнее чернобыльской. Образ врага Иммунная система опознает противника по антигенам — белкам и другим сложным органическим молекулам, нехарактерным для собственных клеток организма. Полисахариды и другие полимеры, состоящие из повторяющихся участков, имеют одинаковое или схожее строение у тысяч видов микробов, с которыми организм уже встречался множество раз. Покрывающие стенки бактерий полисахариды и их комплексы с белками или жирами активируют общие механизмы иммунитета задолго до того, как специализированные клетки иммунной системы разберутся, что угрожает организму на этот раз, и накопят силы для целенаправленной борьбы именно с этим патогеном. Убитые бактерии, вызывающие особенно сильный неспецифический иммунный ответ, или отдельные фракции разрушенных бактерий часто используют в качестве адъювантов — добавок, усиливающих эффективность вакцин. Молекулы со сложным строением, характерным для конкретного возбудителя, клетки иммунной системы опознают по эпитопам — специфическим для данной молекулы участкам. Чтобы опознать белок, антителам достаточно характерного по конфигурации участка из 8−15 аминокислот. На каждом белке могут располагаться десятки эпитопов, а клеточная оболочка бактерии состоит из сотен видов антигенов — веществ, вызывающих синтез антител. В вакцинах, полученных из целых микроорганизмов, содержится множество разных белков и полисахаридов, в том числе и такие, которые не вызывают формирования иммунитета к данному патогену. При разработке химических вакцин из клеток возбудителей выделяют необходимый и достаточный для выработки иммунного ответа набор антигенов. Следующий шаг в этом направлении — синтетические вакцины, имитирующие бактериальные или вирусные белки (реже — полисахариды). А с появлением генной инженерии появилась еще одна возможность создавать вакцины без работы с патогенными микроорганизмами. Микробы против микробов Подобрать подходящий состав питательной среды для микроба, за миллионы лет приспособившегося жить в организме хозяина, очень сложно. Для выращивания культур вирусов необходимы живые клетки, желательно — любимого или единственного хозяина. Это — одна из главных причин, снижающих эффективность вакцинации от гриппа: чтобы наработать количество доз, достаточное хотя бы для вакцинации групп риска, необходимо приступить к заражению оплодотворенных куриных яиц за полгода до эпидемии. А прогнозы штаммов следующего сезона, несмотря на все усилия ВОЗ, зависят от сроков так же, как метеорологические прогнозы: чем ближе, тем точнее. Методика выращивания вируса гриппа на культуре клеток, выделенных из собачьей почки, — несомненный шаг вперед (другие вирусы растят на других клетках — например, из яичников японского хомячка). Аллергия на недоочищенные белки млекопитающих встречается реже, чем на яичный белок, и время наработки нужного количества вакцины при использовании клеточных культур уменьшается. Но выращивать клетки млекопитающих намного дороже и сложнее, чем культуры широко применяемых в промышленности микроорганизмов. А если вставить гены наиболее характерных для какого-нибудь патогена белков в геном кишечной палочки или другого неприхотливого и хорошо изученного друга генетиков и микробиологов, можно решить сразу несколько проблем. Из-за нескольких чужих генов безвредный микроб ни при каких обстоятельствах не превратится в заразного, тем более что не обязательно внедрять в него ген полноценного белка — можно синтезировать «учебные модели», несущие отдельные эпитопы. Выход нужных белков из литра культуры при этом можно увеличить в разы, а то и в десятки раз. Производство таких вакцин будет безопасным, а потребителю генноинженерные вакцины обойдутся дешевле. Сам себе биореактор О растениях, синтезирующих съедобные вакцины, и об антителах, которые производят генетически модифицированные коровы и куры, мы уже писали («ПМ» № 12' 2005 и № 1'2006). Но в качестве биореактора можно использовать и наш собственный организм! ДНК-вакцина — это бактериальная плазмида с встроенными в нее генами, кодирующими один или несколько белков оболочки патогенного микроорганизма, чаще всего — вируса. При внутримышечном введении часть таких плазмид попадает в ядра клеток (не только миоцитов, но и находящихся в мышцах макрофагов и дендритных клеток, основная работа которых и состоит в обнаружении чужих белков и сообщении о таких находках Т-лимфоцитам) и сохраняется там 3−4 недели. В отличие от вирусов, которые заставляют ферменты хозяина создавать свои копии, такая плазмида не способна размножаться. А вот синтез закодированных в ней белков возможен, и в ответ на их появление в организме вырабатывается такой же иммунитет, как при контакте с вирусом. Многокомпонентные ДНК-вакцины могут содержать не только гены нескольких белков одного или нескольких вирусов, но и гены, кодирующие биологически активные молекулы, которые стимулируют иммунные реакции. Личное и общественное В разговоре о вакцинах нельзя обойти вопрос о побочных эффектах вакцинации. Да, осложнения возможны — от слабенькой местной воспалительной реакции до анафилактического шока. Но при разработке вакцин требование №1 — безопасность, и по-настоящему серьезные последствия случаются исключительно редко. Те же самые осложнения у «отказников» возникают в тысячи и даже десятки тысяч раз чаще. А ни один из слухов об опасности очередной вакцины так и не подтвердился. У вакцин, предназначенных, например, для защиты личного состава в очаге применения бактериологического оружия, побочных эффектов может быть больше, но от таких вакцин требуется вначале безопасность, и только потом — эффективность. Реальные противопоказания к прививкам есть не более чем у одного человека из ста, да и эта цифра сильно завышена — врачи предпочитают перестраховаться, в том числе и из шкурных соображений: каждый случай тяжелых осложнений после прививок становится поводом для детального разбирательства. В среднем вакцинация обходится в 10 раз дешевле, чем лечение болезни. А главное — те, кто отказываются от рекомендованных Минздравом прививок, не только рискуют сами, но и становятся потенциальным источником заразы для окружающих. А вы сделали прививку против гриппа? Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2007). www.popmech.ru Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов | Все о прививках
ВАКЦИНЫ Впервые принципы вакцинации разработал англ. врач. Э. Дженнер. В 1796 г. он предложил первую В. (против оспы). Дженнер заметил , что доярки, переболевшие очень легким заболеванием — коровьей оспой, не болеют натуральной оспой — опасным и тяжелым заболеванием. Первой В. стал материал, полученный из коровьих оспин. В конце 19 в. франц. ученый Л. Пастер заложил научные основы приготовления В. Им были применены предохранительные прививки против сибирской .язвы (1881) и бешенства (1885). Большой вклад в разработку В. внесли отечественные ученые И. И. Мечников, Д. К. Заболотный, Н. Ф. Гамалея, Л. А. Тарасевич и др. В арсенале современной медицины имеются вакцины против многих опасных бактериальных и вирусных заболеваний (чумы, холеры, туберкулеза, дифтерии, столбняка, полиомиелита, энцефалитов и др.). Наряду с вакцинами, состоящими из компонентов одного вида микроорганизмов (моновакцины), в мед. практике используют В., состоящие из компонентов двух (дивакцины) или более (поливакцины) микроорганизмов. Для предупреждения таких инфекционных заболеваний, как оспа, туберкулез, дифтерия, В. вводят в плановом (обязательном) порядке, в других случаях вакцинацию производят выборочно по эпидемич. показаниям. Так, напр., вакцинируют население, живущее в природных очагах чумы, бруцеллеза, туляремии, японского и клещевого энцефалита (см. Прививки предохранительные). Научно обоснованное использование В. позволило практически полностью освободить нашу страну от таких инфекций, как оспа натуральная, чума, туляремия. Уровень заболеваемости другими бактериальными и вирусными инфекциями снижен благодаря вакцинации в десятки и сотни раз. Так, вакцина против полиомиелита стала широко применяться весной 1954 г., когда распространение полиомиелита приняло угрожающие формы. Уже через 3 года частота этого заболевания в СССР была резко уменьшена, а в последующие годы отмечаются лишь единичные случаи полиомиелита. http://www.bibliotekar.ru/624/93.htm ВАКЦИНЫ Впервые принципы вакцинации разработал англ. врач. Э. Дженнер. В 1796 г. он предложил первую В. (против оспы). Дженнер заметил , что доярки, переболевшие очень легким заболеванием — коровьей оспой, не болеют натуральной оспой — опасным и тяжелым заболеванием. Первой В. стал материал, полученный из коровьих оспин. В конце 19 в. франц. ученый Л. Пастер заложил научные основы приготовления В. Им были применены предохранительные прививки против сибирской .язвы (1881) и бешенства (1885). Большой вклад в разработку В. внесли отечественные ученые И. И. Мечников, Д. К. Заболотный, Н. Ф. Гамалея, Л. А. Тарасевич и др. В арсенале современной медицины имеются вакцины против многих опасных бактериальных и вирусных заболеваний (чумы, холеры, туберкулеза, дифтерии, столбняка, полиомиелита, энцефалитов и др.). Наряду с вакцинами, состоящими из компонентов одного вида микроорганизмов (моновакцины), в мед. практике используют В., состоящие из компонентов двух (дивакцины) или более (поливакцины) микроорганизмов. Для предупреждения таких инфекционных заболеваний, как оспа, туберкулез, дифтерия, В. вводят в плановом (обязательном) порядке, в других случаях вакцинацию производят выборочно по эпидемич. показаниям. Так, напр., вакцинируют население, живущее в природных очагах чумы, бруцеллеза, туляремии, японского и клещевого энцефалита (см. Прививки предохранительные). Научно обоснованное использование В. позволило практически полностью освободить нашу страну от таких инфекций, как оспа натуральная, чума, туляремия. Уровень заболеваемости другими бактериальными и вирусными инфекциями снижен благодаря вакцинации в десятки и сотни раз. Так, вакцина против полиомиелита стала широко применяться весной 1954 г., когда распространение полиомиелита приняло угрожающие формы. Уже через 3 года частота этого заболевания в СССР была резко уменьшена, а в последующие годы отмечаются лишь единичные случаи полиомиелита. http://www.bibliotekar.ru/624/93.htm Вакцина Значение слова Вакцина по Ефремовой: Вакцина - Препарат для предохранительных и лечебных прививок против инфекционных болезней, получаемый из ослабленных или убитых микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности. Значение слова Вакцина по Ожегову: Вакцина - Препарат из микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности, применяемый для предохранительных или лечебных прививок против инфекционных болезней Вакцина в Энциклопедическом словаре: Вакцина - (от лат. vaccina - коровья) - препарат из живых (обезвреженных)или убитых микроорганизмов (а также из отдельных антигенных компонентовмикробной клетки) и продуктов их жизнедеятельности (см. Анатоксин).Применяется с лечебными и профилактическими целями. Значение слова Вакцина по словарю Ушакова: вакцины, ж. (от латин. vaccinus - коровий) (бакт. мед.). 1. Первонач. культура микроба-возбудителя оспы, получаемая от телят, больных оспой, и употр. в качестве предохранительной прививки людям. 2. Теперь - вообще культура микробов заразных болезней, употр. для предохранительных прививок и лечения. Определение слова «Вакцина» по БСЭ: Вакцина (лат. vaccinum - коровий, от vacca - корова) Различают В. живые, убитые, химические и Анатоксины. Убитые В. изготовляют из микроорганизмов, убитых физическим (нагревание) или химическим (фенол, формалин, ацетон) методами. Убитые В. применяют для профилактики лишь тех заболеваний, в отношении которых не получены живые В. (брюшной тиф, паратиф В, коклюш, холера, клещевой энцефалит). Они обладают менее выраженными защитными свойствами, чем живые В., поэтому развитие иммунитета наступает лишь после проведения курса иммунизации (вакцинации), состоящего из нескольких прививок. Развитие иммунитета после введения анатоксинов связано с появлением в крови антител, нейтрализующих действие определенного токсина. Впервые анатоксины были получены в 1923- 1926 французским учёным Г. Рамоном. Анатоксины применяют для профилактики дифтерии, столбняка, ботулизма, газовой гангрены и стафилококковых инфекций. В СССР вакцины изготовляют научно-производственные учреждения; контролирует качество выпускаемых препаратов Государственный контрольный институт медицинских биологических препаратов им. Л. А. Тарасевича (Москва). Лит.: Рамон Г., Сорок лет исследовательской работы, пер. с франц., М., 1962; Выгодчиков Г. В., Научные основы вакцинно-сывороточного дела, в кн.: Многотомное руководство по микробиологии, клинике и эпидемиологии инфекционных болезней, т. 3, М., 1964, с. 485-506; Кравченко А. Т., Салтыков Р. А., Резепов Ф. Ф., Практическое руководство по применению биологических препаратов, М., 1968. http://tolkslovar.ru/v216.html Комментариев пока нет! www.otvet-medika.ru Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы
Лишь столетие спустя Л. Пастером был сформулирован фундаментальный принцип вакцинации: для создания напряженного иммунитета против высоковирулентных микроорганизмов можно применять препараты из тех же микробов, но с ослабленной путем определенного воздействия вирулентностью. Используя в соответствии с этим высушенный спинной мозг кролика, зараженного вирусом бешенства, и прогретые культуры бацилл сибирской язвы, Л.Пастер создал по сути дела прототипы современных вакцин. В то же время созданная Э.Дженнером вакцина животного происхождения, содержащая вирус коровьей оспы (гетерологичная), не получила впоследствии какого-либо продолжения. Л. Пастер не знал ничего о функции лимфоцитов или сущности иммунологической памяти; их открытие заставило себя ждать еще полстолетия. Тогда, наконец, с появлением клонально-селекционной теории Ф. Бернета (1957) и данных … о Т/В-дифференциации лимфоцитов (1965) стал понятен ключевой механизм вакцинации: содержащийся в вакцине антиген должен вызвать клональную экспансию специфических Т- и/или В-клеток, оставив после себя популяцию клеток иммунологической памяти. При следующей встрече с тем же антигеном именно они способны дать вторичный ответ, который обычно быстрее и эффективнее первичного. Часто первичный ответ слишком слаб, чтобы сдержать развитие опасной инфекции. Таким образом, вакцинация приводит к формированию приобретенного иммунитета, а искусство создания вакцин заключается в разработке таких антигенных препаратов, которые безвредны для организма, вызывают нужную форму иммунного ответа и, кроме того, доступны по стоимости. Благодаря вакцинации достигнуты успехи в предупреждении многих инфекционных заболеваний, но существуют и болезни, для защиты от которых вакцин еще не создано. Антигенные препараты, используемые как вакцины.Выбор типа антигенного препарата для применения в качестве вакцины зависит от многих факторов. В общем, чем больше антигенов данного микроба останется в вакцине, тем лучше, и живые микроорганизмы, как правило, эффективнее убитых. Исключение составляют болезни, патогенез которых определяется действием токсина. В этом случае основой вакцины может служить сам токсин. Еще одно исключение — это вакцины, в которых нужные микробные антигены экспрессируются клетками других микробов, используемых в качестве вектора. Для приготовления живых вакцин могут использоваться как штаммы дикого типа, так и аттенуированные, или ослабленные, штаммы микробов. Живые микроорганизмы штаммов дикого типа редко используются для вакцин. За исключением вируса коровьей оспы, ни один полностью нативный (циркулирующий в природе) микроорганизм не служил когда-либо для приготовления используемых на практике вакцин. Одно время внимание исследователей привлекала иммунизация микобактериями — возбудителями мышиного туберкулеза, как средство противотуберкулезной защиты. На Ближнем и Среднем Востоке, а также в России для создания иммунитета к кожному лейшманиозу делают прививки живой культуры Leishmania tropica major, выделенной от больного с легким течением болезни. Вполне вероятно, что в будущем будет получена еще одна хорошая гетерологичная (как у Дженнера) вакцина, но при этом возможны серьезные проблемы, связанные с требованием безвредности. Наиболее эффективны живые ослабленные вакцины. При разработке вакцин самой плодотворной оказалась стратегия ослабления (аттенуция) вирулентности возбудителей, вызывающих болезни, при сохранении нужных антигенов. Первый успех на этом пути был достигнут Кальметтом и Гереном с одним из штаммов туберкулезных бактерий бычьего вида (Mycobacteriun bovis), который за 13 лет (1908-1921) пересевов превратился в намного менее вирулентную форму, известную теперь как BCG (bacille Calmette—Guerin) и в некоторой степени эффективную в качестве противотуберкулезной вакцины. По-настоящему удачными оказались работы по аттенуации вирусов. Началом их стало получение путем пассирования в мышах и куриных эмбрионах ослабленного штамма 17D вируса желтой лихорадки (1937). В дальнейшем принципиально сходный подход позволил создать вакцины против полиомиелита, кори, эпидемического паротита и краснухи.Об эффективности этих вакцин свидетельствует резкое снижение заболеваемости соответствующими инфекциями на протяжении двух-трех десятилетий. Аттенуация может быть результатом мутаций. В чем суть изменений, приводящий к аттенуации? Впервые ослабленные микробы были получены в результате серии случайных мутаций, индуцированными неблагоприятными условиями роста; их удалось выделить благодаря постоянной перепроверке и отбору по признаку утраты вирулентности при сохранении исходного антигенного состава. Эта длительная кропотливая работа была остроумно названна генетической рулеткой. С появлением современной технологии получения рекомбинантных ДНК стало очевидным, что как вирусные, так и бактериальные аттенуированные вакцины должны создаваться на основе направленно точечных, а не случайных мутаций. Убитые вакцины — это сохранившие нативность антигенов, но нежизнеспособные микроорганизмы. Эти вакцины создают по принципу упомянутых выше убитых вакцин Л.Пастера. Некоторые из убитых вакцин высокоэффективны (антирабичекая вакцина), эффективность же других невысока (сальмонеллезная вакцина) или спорна (чумная вакцина). Применение некоторых вакцин встречает возражения из-за их токсичности (цельноклеточная коклюшная вакцина).Можно надеяться, что некоторые из них будут заменены, как более эффективными, вакцинами на основе ослабленных возбудителей, а также полученных методом генной инженерии. Инактивированные токсины и анатоксины — наиболее удачные из бактериальных вакцин. Самыми эффективными среди всех бактериальных вакцин считаются столбнячная и дифтерийная вакцины, приготовленные из инактивированных экзотоксинов. Тот же принцип может, как оказалось, быть использован для приготовления вакцин и против ряда других инфекционных болезней. Столбнячный анатоксин может служить «носителем» в составе других вакцин.Столбнячный анатоксин, кроме применения в качестве вакцины против столбняка, используется еще и как «носитель» в вакцинах, состоящих из коротких пептидов, которые иначе лишены иммуногенности. Такой способ эффективен благодаря тому, что население в большинстве вакцинировано против столбняка и обладает Т-клетками иммунологической памяти, распознающими токсин. Однако целесообразно использовать в качестве носителя белок того же микроба, против которого направлена конструируемая вакцина (в частности, пневмококковая, малярийная и т. д.). Безвредными и эффективными вакцинами служат поверхностные антигены и фрагменты микробных клеток Иммунная система (главным образом В-клетки и антитела) распознает прежде всего поверхностные антигены большинства микроорганизмов и отвечает на них. Они и служат безвредной и эффективной вакциной в тех случаях, когда вторичное образование антител способно сдерживать инфекцию. Наиболее удачными оказались вакцины против инкапсулированных бактерий, капсульные полисахариды которых удается получить в препаративных количествах. Низкомолекулярные антигены можно получать путем химического синтеза или молекулярного клонирования. Если установлено, что защиту обеспечивает небольшой пептид (не частый случай), удобнее, возможно, получать его путем синтеза или клонирования в подходящем векторе экспрессии. Пример успешной реализации этого подхода — получение HBs-антигена, клонированного в клетках дрожжей. Изготовленная таким способом вакцина вытеснила теперь HBs-вакцину первого поколения, которую приходилось готовить трудоемким методом выделения HBs-антигена из крови носителей вируса и последующей очистки; при новом способе снизилась и стоимость вакцины. Привлекательность молекулярного клонирования заключается и в том, что в продукт можно ввести дополнительные последовательности, например необходимые В- и Т-клеточные эпитопы, скомбинированные различным образом для оптимизации иммунного ответа. Т-клетки распознают линейные аминокислотные последовательности, тогда как В-клетки отвечают на трехмерную конфигурацию эпитопов антигена. Поэтому пептиды хорошо функционируют в качестве Т-клеточных эпитопов, но не способны имитировать структурированные В-клеточные эпитопы. Даже в том случае, если В-клеточная детерминанта имеет линейную конфигурацию, антитела, полученные к свободному гибкому пептиду, не связываются с ним так же оптимально, как с идентичной последовательностью в составе нативного белка, где она имеет более жесткую структуру. Вакцины будущего — это микробные гены в комбинации с векторами для экспрессии антигена in situ. Дальнейшее развитие подхода с применением клонирования генов предполагает введение нужного гена в такой вектор, который способен после инъекции в организм обеспечивать репликацию и экспрессию с образованием большого количества антигена in situ. Ранее на роль вектора выдвигали вирус коровьей оспы (несмотря на изредка проявляемую им токсичность), однако его использованию препятствует то, что многие люди уже привиты против оспы и у них этот вирус будет слишком быстро выводиться из организма. В качестве альтернативы предлагались почти все из имеющихся аттенуированных вирусных вакцин. Другой подход к созданию вакцины заключается в использовании в роли векторов аттенуированных бактерий, и естественным кандидатом на нее представляется вакцина БЦЖ (от франц. BCG — bacille Calmette—Guerin), поскольку геном микобактерий по расчетам достаточно велик для включения генов любых других микробов, из которых необходимо создать вакцину. Имеется также ряд мутантных штаммов сальмонелл, способных при пероральном введении проиммунизировать лимфоидную ткань кишечника, прежде чем будут элиминированы. Эти бактерии идеально подходят как векторная вакцина для индукции местного иммунитета в кишечнике — очень важная задача, если учесть, что диарейные заболевания составляют главную причину детской смертности на земном шаре. Еще одно преимущество аттенуированных микроорганизмов как векторов заключается в том, что их могут поглощать макрофаги, вызывая в результате системный иммунный ответ вследствии миграции в другие части тела. Самым новым направлением в этой области стала разработка метода вакцинирования чистой ДНК, в последовательность оснований которой включен подходящий промотор. Поразительным образом такая вакцина создает превосходный иммунитет, как гуморальный, так и клеточный, не вызывая при этом толерантности, которую можно было бы ожидать в случае потенциально неограниченного источника чужеродного антигена. Это направление, привлекающее огромный интерес, быстро развивается, и уже вскоре можно ожидать результатов испытаний «ДНКовой» вакцины. Когда нативный антиген непригоден для иммунизации, можно использовать антиидиотипические вакцины. Это единственный тип вакцин, созданный исключительно на основе теоретических представлений. Идея состоит в получении большого количества антиидиотипических моноклональных антител (анти-Id) против V-области (идиотипа) иммуноглобулина, заведомо обладающего защитной активностью. Отобранные соответствующим образом антитела анти-Id будут по пространственной конфигурации подобны эпитопам исходного иммунизирующего антигена и пригодны для использования с целью активной иммунизации вместо него.Такая стратегия, хотя и воспринимается нередко скептически, как плод «умозрительной иммунологии», все же может оказаться действительно эффективной в тех случаях, когда сам по себе нативный антиген непригоден, т. е. не обладает иммуногенностью, как, например, некоторые бактериальные полисахариды или липид А из бактериального эндотоксина (липополисахарида, ЛПС). При этом моноклональные антитела имеют то преимущество, что они как белки должны индуцировать иммунологическую память, которой полисахариды и липиды обычно не вызывают. | | | следующая страница ==> | Организация работы в газоопасных местах. | | | Эффективность вакцин |
Дата добавления: 2014-02-26; просмотров: 2. Поделиться с ДРУЗЬЯМИ: refac.ru Урок биологии на тему "Иммунитет". 8-й класс
Разделы: Биология Цель урока: познакомить учащихся с понятиями иммунитет, «вакцина», «предупреждающая прививка», «лечебная сыворотка». Задачи: - Образовательная – дать определение иммунитета, виды иммунитета , разъяснить суть иммунной реакции и функции клеточного и гуморального иммунитета; показать роль антител в обезвреживании антигенов.
- Развивающая – умение сравнивать различные виды иммунитета, развивать познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать.
- Воспитательная – формировать ответственное отношение к своему здоровью, обоснование необходимости прививок с целью профилактики появления инфекционных заболеваний.
Оборудование: табл. «Кровь», схема кровообращения со схемой лимфатической системы, портреты Л.Пастера и И.И.Мечникова. ХОД УРОКА I. Организационный момент Добрый день, добрый час!Как я рада видеть вас.Друг на друга посмотрелиИ тихонечко все сели. II. Проверка домашнего задания Установить соответствие: 1) Транспортируют кислород.2) Борются с бактериями.3) Участвуют в свертывании крови. 4) Содержатся в плазме. 5) Растворимый белок в плазме. 6) Красные безъядерные клетки. | А. Тромбоциты Б. Фибриноген В. Соли кальция Г. Лейкоциты Д. Эритроциты Е. Гемоглобин |
III. Изучение нового материала Иммунология – бионаука, изучающая защитные реакции организма, направленные на сохранение его строительной и функциональной целостности и биологической индивидуальности. Сообщение ученика о возникновении иммунологии (Приложение 1) Иммунитет – способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность. Врожденный естественный иммунитет характерен для новорожденных детей. Когда ребенок ещё находится в утробе своей матери, через плаценту в его организм поступают антитела, защищающие его от тех болезней, которыми переболела его мать до беременности или от болезней, от которых она была вакцинирована. Искусственно активный иммунитет – антиген вводится в вакцине (иммунизация), организм генерирует иммунный ответ на антиген. Иммунитет может быть пожизненным (вакцина против полиомиелита) или временным (столбняк).Искусственно пассивный иммунитет: готовые антитела (антисыворотки) вводят в организм в виде инъекций заболевшему человеку. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни – дифтерии. Однако после некоторых заболеваний иммунитет не вырабатывается, например, ангина, которой человек может заболеть несколько раз. Теорию предупреждения болезней с помощью вакцинации разработал французский ученый Луи Пастер. Он предложил вводить здоровому человеку ослабленные (или убитые) микробы, которые не могут вызвать серьезного заболевания, но делают его невосприимчивым к инфекции. С его именем связано появление многих вакцин от различных болезней, например вакцины против бешенства. Вирус бешенства поражает клетки нервной системы. У заболевшего животного или человека от воды возникают судороги глотки и гортани. Невозможно пить, хотя мучает жажда. От паралича дыхательных мышц или прекращения сердечной деятельности может наступить смерть. Поэтому сразу после укуса нужно срочно обратиться к врачу. Он проведет курс прививок против бешенства. Антигены – природные и синтетические соединения, способные вызывать иммунный ответ. Могут быть частью бактерий, вирусом или ядами. Антитела – белки, синтезируемые в организме в ответ на присутствие антигена. Б-клетки образуют антитела. Пример: в крови появился яд – токсин, на него антителом вырабатывается антитоксин. Антитоксины нейтрализуют токсин, образуя комплекс антиген – антитело. Физиологическая сущность иммунитета – обеспечивать Б- и Т- клетками. Вакцина – культура ослабленных микробов или их ядов. Лечебная сыворотка – препарат антител, образовавшихся в крови животного, которое раньше было заражено этим возбудителем. Лимфоциты: Б –клетки – вырабатывают антитела, разносимые током крови по организму. Т –клетки – сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусами или бактериями. Т – клетки выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий и вирусов. Системой органов иммунитета являются: лимфатические узлы, костный мозг, тимус. Историческая справка (сообщение учащегося). (Приложение 2) В 1983 году учёные обнаружили новое инфекционное заболевание поражающее иммунные системы организма – СПИД – синдром приобретенного иммунно-дефицита. Возбудителем СПИДА является вирус (ВИЧ). Вирус СПИДА избирательно поражает лимфоциты крови, вырабатывающие антитела против инфекционных заболеваний. При этом резко снижается защита организма от микробов, что приводит к воспалительным процессам различных органов и систем. Развитие тяжелых воспалительных болезней и злокачественных опухолей является причиной смерти больных СПИДом. Вирус СПИДа от зараженного человека здоровому передается через кровь, нестерильные медицинские инструменты и половым путём. Профилактикой СПИДа является соблюдение следующих правил: исключение случайных половых связей; использование для инъекций одноразовых шприцов. IV. Закрепление (тестовое задание). 1. В лечебной сыворотке содержатся А) витаминыБ) антителаВ) ферментыГ) гормоны 2. Вакцина содержит А) готовые антителаБ) витаминыВ) убитых или сильно ослабленных возбудителей болезниГ) гормоны 3. Иммунитет обеспечивается А) эритроцитамиБ) тромбоцитамиВ) лейкоцитамиГ) кардиомиоцитами 4. Естественный приобретенный иммунитет возникает после А) введения вакциныБ) введения лечебной сывороткиВ) болезниГ) прививки V. Домашнее задание: п 15, подготовить сообщение на тему « Работы Луи Пастера». Поделиться страницей: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Разработка урока по биологии для 8 класса «Иммунитет»
Разработка урока по биологии 8 класс. Тема урока «Иммунитет» Цель урока: Образовательная: Сформировать понятие иммунитет; Познакомить учащихся с видами иммунитета; Познакомить учащихся с защитными свойствами организма
Воспитательные: продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок. воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;
I. Проверка знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции» Тестовые задания на карточках по вариантам: Вариант 1. Вариант 2. (карточки) 2.Выполнение работы (учащиеся выполняют задания, а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на слайде после обмена работами) Коды ответов: Вариант №1 I. 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д. Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д. Норма оценок: 7 правильных ответов - «5»; 5-6 - «4»; 3-4 - «3»; менее 3 - незачет. 3.Проверка результатов биологического диктанта II. Изучение нового материала Историческая справка. (Сообщение учащегося- опережающее задание). В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Она проникала всюду города и селения вымирали, на улицах можно видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В веке в Европе погибла четверть населения – 10 млн. человек. Не менее опасна была и оспа. От нее погибло еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов встречалось редко. Давно было замечено, что работники ферм, имевшими дело с животными, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой. Эти наблюдения позволили английскому врачу Эдуаоду Дженнеру в 1776 г.предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Широкое практическое применение оспопрививания применялось без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи Пастера. В 1881г. Он изучил действия возбудителя куриной холеры обычно вызывающей 100% гибель, оставались живы. Луи Пастер сделал вывод, что ослабленные возбудители болезни, будучи введенные в организм, вызывают в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал - вакциной. - Как же называется эта способность сопротивляться данному заболеванию? Тема урока «Иммунитет». I вариант. Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+» , не согласны «-», сомневаетесь «?» 1.Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты. 2.Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов. 3.Коклюш, грипп, корь – вирусные заболевания. 4.Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ. (Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку) Задание: Прочитайте текст учебника и выясните, правильны ли ваши мнения, напротив тех предложений, которые отражают суть, какого ни будь, из 4 утверждений отметьте номер утверждения, который подтверждает или опровергает эти понятия. Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-») II вариант. Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+», не согласны «-», сомневаетесь «?» 1. Лечебную сыворотку готовят из крови животного или крови человека, переболевшего заболеванием. 2. Иммунитет, приобретенной после прививки, называют естественным. 3. Иммунная система человека может быть поражена вирусом СПИД, в результате чего человек может погибнуть от любой инфекции. 4. После ряда перенесенных заболеваний люди приобретают искусственный иммунитет. (Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку) Задание: найдите в учебнике на информацию о разновидностях иммунитета и дайте им определения. Беседа Какие виды иммунитета существуют? (в ходе беседы в тетради заполняют схему «Виды иммунитета» Иммунитет: I. Естественный II. Искусственный 1). Врожденный 2). Приобретенный (активный, пассивный). Отвечают на вопрос и формулируют вывод: Естественный иммунитет, который вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный). Искусственный (приобретенный) иммунитет, который приобретается в результате введения или вакцин - культур ослабленных микробов. Это активный искусственный иммунитет. Или введения лечебных сывороток – крови переболевших людей или животных. Это пассивный искусственный иммунитет. Вакцина - культура ослабленных микробов. Сыворотка - жидкая часть крови без форменных элементов и фибрина переболевших людей или животных, (записывают в тетрадь) III. Итог урока: 1). Оценка знаний IV. Домашнее задание: приготовить сообщения по темам «Как наш организм защищается от инфекций», «СПИД». Приложение №1 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д. Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д. V. Закрепление новых знаний: ВАРИАНТ №1 I. Какие утверждения верны? 1. Внутренняя среда организма человека – это: а) тканевая жидкость, кровь, лимфа б) кровь и тканевая жидкость в) кровь и лимфа 2. Плазма крови - это: а) особый тип соединительной ткани; б) межклеточное вещество. 3. Эритроциты- это: а) безъядерные мелкие красные клетки двояковогнутой формы; б) ядерные мелкие бесцветные клетки двояковогнутой формы.в) мелкие ядерные 4. Лейкоциты - это: а) мелкие безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы; б) крупные безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы; в) бесцветные клетки непостоянной формы. II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (1. 3, 5.) Понятия: Утверждения: 1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и проникновению в организм болезнетворных организмов, 2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами крови. микробов и других чужеродных веществ. 3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок. 4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы. 5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть - сгусток крови, закрывающий рану. ВАРИАНТ №2 Приложение №1 I. Какие утверждения верны? 1. Лимфа – это: а) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и лимфоцитов, больше белков, чем в крови, много тромбоцитов; б) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов меньше белков, чем в крови, но много лимфоцитов; в) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, больше белков, чем в крови, по меньше лимфоцитов; 2. Кровь – это: а) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости; б) промежуточная внутренняя среда, находящаяся вне сосудов, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости; в) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно не соприкасающаяся с летками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости. Особый вид соединительной ткани. 3. В 1мм3 крови содержится: а) 5,5 — 7 млн. эритроцитов б) 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов в) 450 – 550 тыс. эритроцитов; 4.Тромбоциты – это: а) небольшие безъядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге; б) небольшие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге; в) большие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге. II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (2,4,5.) Понятия: Утверждения: 1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и проникновению в организм болезнетворных организмов. 2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов крови. и других чужеродных веществ. 3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок. 4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы. 5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть – сгусток крови, закрывающий рану. globuss24.ru
|