Тема: Методы иммунодиагностики и иммунопрофилактики инфекционных болезней. Иммунопрофилактика и иммунодиагностика вакцины
иммунитет. Аллергия. Иммунодиагностика, иммунопрофилактика и иммунотерапия. Серологический метод исследования
| ЛЕКЦИЯ: ИММУНИТЕТ. АЛЛЕРГИЯ. ИММУНОДИАГНОСТИКА, ИММУНОПРОФИЛАКТИКА И ИММУНОТЕРАПИЯ. СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. Преподаватель: Лебедева Г.Г. заведующая бактериологической лабораторией городской больницы
План лекции: - План лекции:
- 1. Факторы неспецифической резистентности: механические, гуморальные, клеточные
- 2. Специфическая резистентность.
- 3. Органы иммунной системы.
- 4. Классификация антител.
- 5. Антигены бактерий.
- 6 Иммунитет, его виды.
- 7. Анафилаксия и аллергия.
- 8. Иммунопрофилактика, вакцины и анатоксины.
- 9. Иммунотерапия, иммунные сыворотки и иммуноглобулины.
- 10. Иммунодиагностика, серологический метод исследования.
- 11. Виды серологических реакций: РА, РН, РП, РПГА, РСК, ИФА, ПЦР.
НЕСПЕЦИФИЧЕСКИй ИММУНИТЕТ - система защитных факторов организма, присущих данному виду как наследственно обусловленное свойство. НЕСПЕЦИФИЧЕСКИй ИММУНИТЕТ - система защитных факторов организма, присущих данному виду как наследственно обусловленное свойство. Неспецифические механизмы защиты предупреждают болезнетворное действие попавшего во внутреннюю среду чужеродного фактора, стремятся к элиминации патогенного субстрата без существенных изменений в состоянии организма. факторы неспецифической защиты: физические (анатомические) физиологические клеточные
гуморальные - ФИЗИЧЕСКИЕ (АНАТОМИЧЕСКИЕ):
- кожа и слизистые оболочки
- нормальная микрофлора организма,
- барьерные функции лимфоузлов
- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ:
- температура тела,
- рН и напряженность кислорода в районе колонизации микроорганизмами
- КЛЕТОЧНЫЕ:
- фагоциты
- ГУМОРАЛЬНЫЕ:
- система комплемента,
- лизоцим,
- система интерферонов
-
-
- - защитная реакция
- организма на различные
- повреждения
- Внешние признаки воспаления определил уже древнеримский писатель Авл Корнелий Цельс:
- rubor (краснота),
- tumor (опухоль),
- calor (жар),
- dolor (боль).
- Дополнил Клавдий Гален (130—200 гг. н. э.), добавив
- functio laesa (нарушение функции).
И.И. Мечников сформулировал основные положения фагоцитарной теории иммунитета. И.И. Мечников сформулировал основные положения фагоцитарной теории иммунитета. Хемотаксис - продвижение фагоцита к объекту фагоцитоза, осуществляется с помощью псевдоподий. Хемотаксис - продвижение фагоцита к объекту фагоцитоза, осуществляется с помощью псевдоподий. Адгезия (прикрепление). На мембране фагоцитов размещены различные рецепторы для захвата микроорганизмов. Эндоцитоз (поглощение). Захваченные частицы погружаются в протоплазму и в результате образуется фагосома с заключенным внутри объектом. Внутриклеточное переваривание.
ПаульЭрлих - ПаульЭрлих
- разработал гуморальную теорию
- иммунитета.
Иммунитет - целостная система биологических механизмов самозащиты организма, с помощью которых он распознает и уничтожает все чужеродное. Иммунитет - целостная система биологических механизмов самозащиты организма, с помощью которых он распознает и уничтожает все чужеродное. Иммунная система — совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих структурное и генетическое постоянство клеток организма. Органы иммунной системы. Центральные: - костный мозг, - вилочковая железа (тимус), (вырабатывают иммунокомпетентные клетки) Периферические: - селезенка, - лимфатические узлы, - скопления лимфоидной ткани в слизистых оболочках
(место встречи АГ и АТ и развития иммунного ответа) 3 ТИПА ИММУННОГО ОТВЕТА: 3 ТИПА ИММУННОГО ОТВЕТА: клеточный иммунитет — лимфоциты, противостоящие микроорганизмам. Их разделяют на макрофаги, Т-хелперы (клетки помощники) и Т-киллеры (клетки убийцы). гуморальный иммунитет или В-иммунитет — это антитела, обнаруживаемые в крови после попадания в организм возбудителя. Они связывают антигены, облегчая их уничтожение макрофагами и нейрофилами. иммунологическая толерантность. Активно приобретенный иммунитет Активно приобретенный иммунитет развивается после иммунизации ослабленными или убитыми микроорганизмами либо их антигенами. В обоих случаях организм активно участвует в создании невосприимчивости, отвечая развитием иммунного ответа и формированием клеток памяти
Пассивно приобретенный иммунитет достигается введением готовых АТ или, реже, сенсибилизированных лимфоцитов. В таких ситуациях иммунная система реагирует пассивно, не участвуя в развитии соответствующих иммунных реакций. Антигены- вещества различного происхождения, несущие признаки генетической чужеродности и вызывающие развитие иммунных реакций Антигены- вещества различного происхождения, несущие признаки генетической чужеродности и вызывающие развитие иммунных реакций Свойства АГ: Иммуногенность— способность индуцировать иммунный ответ Антигенность — способность АГ избирательно реагировать со специфичными AT Специфичность — структурные особенности, отличающие один АГ от другого. Полные антигены - это вещества, вызывающие полноценный иммунный ответ и обладающие свойствами: иммуногенностью, антигенностью и специфичностью. Гаптены - неполные антигены, относительно простые вещества, способные участвовать в иммунологических взаимодействиях, но не способные самостоятельно индуцировать иммунный ответ
АНТИГЕНЫ БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ АНТИГЕНЫ БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ Антитела - специфические белки гамма- глобулиновой природы, продукт секреторной деятельности плазматических клеток (конечной стадии дифференцировки В-лимфоцитов). Антитела - специфические белки гамма- глобулиновой природы, продукт секреторной деятельности плазматических клеток (конечной стадии дифференцировки В-лимфоцитов). образующиеся в организме в ответ на антигенную стимуляцию и способные специфически взаимодействовать с антигеном. по локализации: сывороточные секреторные поверхностные КЛАССЫ ИММУНОГЛОБУЛИНОВ: Ig M. Ig G.
Ig A. Ig E. Ig D. Ig M Ig M наиболее ранний класс антител, образующихся при первичном попадании антигена в организм. Наличие IgM- антител к соответствующему возбудителю свидетельствует о свежем инфицировании (текущем инфекционном процессе). Концентрация IgM в крови ниже, чем IgG- 0,5- 2,0 г/л, период полураспада- около недели. Ig G Ig G После первичного контакта с АГ синтез IgM обычно сменяется образованием IgG Концентрация в крови - от 8 до 17 г/л (до 75% всех Ig), период полураспада - около 3- 4 недель. Это основной более дифференцированный класс иммуноглобулинов, защищающих организм от бактерий, токсинов и вирусов. Максимальные титры IgG при первичном ответе наблюдаются на 6-8 сутки. В наибольшем количестве Ig G- антитела вырабатываются на стадии выздоровления после инфекционного заболевания
Только Ig G способны проходить через плацентарный барьер Ig A Ig A Выделяют сывороточные Ig A и секреторные Ig A . Сывороточные Ig A составляют 1,4- 4,2 г/л (15-20%) Секреторные Ig A находятся в слюне, пищеварительных соках, секрете слизистой носа, в молозиве. Они являются первой линией защиты слизистых, обеспечивая их местный иммунитет. Они препятствуют прикреплению бактерий к слизистым,, нейтрализуют энтеротоксины, активируют фагоцитоз и систему комплемента. Ig E Ig E в сыворотке крови находятся в низких концентрациях. это “антитела аллергии”- реагины. Уровень IgE повышается при аллергических состояниях и гельминтозах. Ig D обнаруживают на поверхности развивающихся В- лимфоцитов, в сыворотке находятся в крайне низких концентрациях. Их биологическая роль точно не установлена. Полагают, что Ig D участвуют в дифференциации В-клеток, участвуют в аутоиммунных процессах.
Определение антител различных классов имеет важное значение для диагностики инфекционных заболеваний. ХАРАКТЕРИСТИКИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИММУННОГО ОТВЕТА Иммунный ответ характеризуется: Специфичностью - реактивность направлена только на определенный АГ Потенцированием - способностью производить усиленный ответ при постоянном поступлении в организм одного и того же антигена Иммунологической памятью - способностью распознавать и производить усиленный ответ против того же АГ при повторном его попадании в организм, даже если первое и последующие попадания происходят через большие промежутки времени Антигены при повторном контакте с организмом могут вызвать реакцию, специфическую в своей основе, но включающую неспецифические клеточные и молекулярные факторы острого воспалительного ответа.
Антигены при повторном контакте с организмом могут вызвать реакцию, специфическую в своей основе, но включающую неспецифические клеточные и молекулярные факторы острого воспалительного ответа. Известны две формы повышенной реактивности: гиперчувствительность немедленного типа (ГНТ) гиперчувствительность замедленного типа (ГЗТ). ГНТ проявляется при участии антител, при этом реакция развивается не позднее 2 ч после повторного контакта с аллергеном. ГЗТ реализуется с помощью Т-клеток воспаления, как основных эффекторов реакции, обеспечивающих накопление в зоне воспаления макрофагов, реакция проявляется через 6-8 ч и позже. Развитию реакции гиперчувствительности предшествует встреча с антигеном и возникновение сенсибилизации, т.е. появление антител и сенсибилизированных лейкоцитов Аллергия - форма иммунного ответа, которая проявляется в развитии специфической повышенной чувствительности организма к чужеродным веществам с антигенными свойствами в результате предшествующего контакта с этим веществом.
Аллергия - форма иммунного ответа, которая проявляется в развитии специфической повышенной чувствительности организма к чужеродным веществам с антигенными свойствами в результате предшествующего контакта с этим веществом. Вещества, способные вызывать состояние аллергии, называются аллергенами. Интенсивность аллергической реакции зависит от: природы аллергена экспозиционной дозы пути поступления антигена генотипа индивидуума состояния иммунной системы ИММУНОТЕРАПИЯ- метод лечения, при котором осуществляется воздействие на иммунную систему : подавление иммунного ответа (иммуносупрессия), стимуляция ответа (иммуностимуляция), восстановление иммунодефицитов (иммунокоррекция) ИММУНОТЕРАПИЯ- метод лечения, при котором осуществляется воздействие на иммунную систему : подавление иммунного ответа (иммуносупрессия), стимуляция ответа (иммуностимуляция), восстановление иммунодефицитов (иммунокоррекция)
ИММУНОПРОФИЛАКТИКА - способ предупреждения инфекционных заболеваний путем создания искусственного специфического иммунитета. Вакцинацией человечество обязано Э.Дженнеру, который в 1796 г. доказал, что прививка коровьей оспы (vaccinum —лат. коровий) эффективна для профилактики натуральной оспы. Вакцинацией человечество обязано Э.Дженнеру, который в 1796 г. доказал, что прививка коровьей оспы (vaccinum —лат. коровий) эффективна для профилактики натуральной оспы. Живые вакцины изготовляют на основе Живые вакцины изготовляют на основе ослабленных штаммов микроорганизма. Инактивированные (убитые) вакцины это вакцинные препараты, не содержащие живых микроорганизмов. Компонентные (субъединичные) вакцины состоят из главных антигенных компонентов, извлеченных из микробной клетки. Генно-инженерные (рекомбинантные вакцины). Для производства этих вакцин применяют методы генной инженерии, встраивая генетический материал микроорганизма в клетки, продуцирующие антиген. После культивирования клеток, из них выделяют нужный антиген, очищают и готовят вакцину. Примером таких вакцин может служить вакцина против гепатита В В настоящее время в нашей стране производится 7 анатоксинов, около 20 противовирусных и более 20 антибактериальных вакцин. Часть из них является ассоциированными — т.е. содержащими антигены различных возбудителей, или одного, но в различных вариантах (корпускулярные и химические). препараты, содержащие модифицированные химическим путем экзотоксины, лишенные токсических свойств, но сохранившие высокую антигенность и иммуногенность. Эти препараты обеспечивают выработку антитоксического иммунитета. препараты, содержащие модифицированные химическим путем экзотоксины, лишенные токсических свойств, но сохранившие высокую антигенность и иммуногенность. Эти препараты обеспечивают выработку антитоксического иммунитета. Наиболее широко используются дифтерийный и столбнячный анатоксины. К сывороточным иммунным препаратам относят иммунные сыворотки и иммуноглобулины. Эти препараты обеспечивают пассивную невосприимчивость к возбудителям инфекционных болезней. Действующее начало таких препаратов — специфические AT. Их можно использовать для профилактики и лечения инфекций. Обычно сывороточные препараты вводят парентерально; при этом состояние невосприимчивости развивается быстро, но длится недолго (в пределах 2-6 нед). Реакции иммунитета широко используют для диагностики инфекционных заболеваний у человека. Реакции иммунитета широко используют для диагностики инфекционных заболеваний у человека. Различают реакции, в которых по известным антителам определяют неизвестные антигены, и реакции, направленные на поиск неизвестных антител по известным антигенам. Перспективны методы, основанные на обнаружении в ранний период болезни микробных антигенов в различных субстратах. ДОСТОИНСТВА МЕТОДА: - ДОСТОИНСТВА МЕТОДА:
- высокая специфичность,
- относительная простота,
- доступность, безопасность,
- быстрота получения результатов.
- определение классов Ig чётко характеризует этапы
- инфекционного процесса
-
- Методы выявления микробных АГ - важный инструмент экспресс- диагностики инфекционных заболеваний, а количественное их определение в динамике инфекционного процесса служит критерием эффективности проводимой антимикробной терапии.
- НЕДОСТАТКИ МЕТОДА: при острых инфекционных заболеваниях обнаружение АТ часто бывает ретроспективным диагнозом, т.к. они появляются в достаточных титрах к 7-8 дню от начала болезни
В этих реакциях принимают участие антигены в виде частиц (микробные клетки, эритроциты и другие корпускулярные антигены), которые склеиваются антителами и выпадают в осадок. В этих реакциях принимают участие антигены в виде частиц (микробные клетки, эритроциты и другие корпускулярные антигены), которые склеиваются антителами и выпадают в осадок. применяют для определения антигенов с помощью антител, адсорбированных на белке А клеток стафилококка применяют для определения антигенов с помощью антител, адсорбированных на белке А клеток стафилококка Применение реакции коагглютинации перспективно для быстрого обнаружения бактериальных антигенов в крови, спинномозговой жидкости, мокроте и другом материале. РЕАКЦИЯ ПРЕЦИПИТАЦИИ (РП) - РЕАКЦИЯ ПРЕЦИПИТАЦИИ (РП)
- основана на фенoмене образования видимого осадка (преципитата) после взаимодействия растворимых либо находящихся в коллоидном дисперсном состоянии АГ с АТ
-
РЕАКЦИЯ СВЯЗЫВАНИЯ КОМПЛЕМЕНТА (РСК) - РЕАКЦИЯ СВЯЗЫВАНИЯ КОМПЛЕМЕНТА (РСК)
Метод основан на специфическом связывании АТс АГ, при этом один из компонентов конъюгирован с ферментом, в результате реакции с соответствующим хромогенным субстратом образовывается окрашенный продукт, количество которого можно определить спектрофотометрически. Метод основан на специфическом связывании АТс АГ, при этом один из компонентов конъюгирован с ферментом, в результате реакции с соответствующим хромогенным субстратом образовывается окрашенный продукт, количество которого можно определить спектрофотометрически. Основу метода составляет многократное образование копий определённого участка ДНК. ПЦР позволяет получить большие количества изучаемого фрагмента ДНК даже в том случае, если в распоряжении исследователя имеется всего лишь одна исходная молекула ДНК. Идентификацию копий ДНК проводят различными методами, например электрофорезом или ИФА Основу метода составляет многократное образование копий определённого участка ДНК. ПЦР позволяет получить большие количества изучаемого фрагмента ДНК даже в том случае, если в распоряжении исследователя имеется всего лишь одна исходная молекула ДНК. Идентификацию копий ДНК проводят различными методами, например электрофорезом или ИФА Перечислите факторы неспецифической резистентности организма человека. Перечислите факторы неспецифической резистентности организма человека. Дайте определение иммунитета. Какие антигены бактериальной клетки вы знаете. Дополните текст: «Первыми антителами, которые появляются после заражения являются иммуноглобулины класса ….. » Дополните текст: «Серологическая реакция – это реакция между ….. и …… » Какие виды серологических реакций вы знаете. | rpp.nashaucheba.ru
Методы иммунодиагностики и иммунопрофилактики инфекционных болезней. — КиберПедия
Место проведения: кабинет доклинической практики
Продолжительность: 90 мин.
Тип занятия: КУЗ
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
§ проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований;
§ осуществлять профилактику распространения инфекции.
должен знать:
§ роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
§ факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.
должен овладеть следующими компетенциями:
ОК 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11
ПК 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.2, 2.3, 3.1.
1. Вопросы для самоподготовки.
1. Формы и виды иммунитета.
2. Структура (центральные и периферические органы, их значение) и функции иммунной системы.
3. Антигены. Свойства антигенов.
4. Антитела. Классы антител по химической природе.
5. Структура антител, их специфичность и многообразие. Динамика образования антител.
6. Фагоцитоз, его характеристика.
7. Гуморальные факторы защиты организма..
8. Клеточные основы иммунитета: лимфоциты, их виды и значение.
9. Аллергические реакции немедленного и замедленного типа.
10. Вакцины, их виды, принципы получения и применения.
11. Сыворотки, их виды, принципы применения.
12. Иммунодефицитные состояния человека, их причины, классификация.
2. Выпишите в дневник для практических занятий и выучите значение следующихтерминов: Иммунитет, врожденный видовой иммунитет, приобретенный иммунитет, активный искусственный иммунитет, пассивный искусственный иммунитет, гуморальный иммунитет, клеточный иммунитет, антиген, антитела, макрофаги, микрофаги, фагоцитоз, завершенный фагоцитоз, незавершенный фагоцитоз, система комплимента, интерферон, фибронектин, пропердин, лизоцим, иммуноглобулины, аллергия, иммунологическая толерантность, иммунологическая память, гиперчувствительность немедленного типа, гиперчувствительность замедленного типа, анафилаксия, атопия, вакцины, анатоксины, сыворотки, иммунодефициты.
3. В дневнике для практических занятий заполнить схемы:
· Виды иммунитета;
· Структура иммунной системы;
· Функции иммунной системы;
· Структура антигена и его свойства;
· Антитела, их характеристика;
· Клеточные факторы неспецифической защиты
· Гуморальные факторы неспецифической защиты
· Иммунокомпетентные клетки
· Аллергия
· Вакцины;
· Сыворотки;
· Иммунодефицитные состояния
ЛИТЕРАТУРА:
1. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебник / А.А Воробьев, Ю. С. Кривошеин, А. С. Быков и др.; под ред. А.А Воробьева, Ю. С. Кривошеина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, Главы 9, 10.
2. Лекционный материал.
СХЕМА 1 Виды иммунитета
Схема 2 Структура иммунной системы
Предшест-венники
Т-лимфоцитов
|
|
незрелые
зрелые Т-лимфоциты
зрелые В-лимфоциты
cyberpedia.su
Вакцинация и иммунопрофилактика | вакцинация
17.12.2009 Иммунопрофилактика - метод индивидуальной или массовой защиты населения от инфекционных заболеваний путем создания или усиления искусственного иммунитета.
Иммунопрофилактика инфекционных болезней регламентируется законами РФ (см. выше).
Иммунопрофилактика бывает:
- специфическая (направленная против конкретного возбудителя)и неспецифическая (активизация иммунной системы организма вцелом)
- активная (выработка защитных антител самим организмом в ответ на введение вакцины)и пассивная (введение в организм готовых антител)
Вакцинация - это самое эффективное и экономически выгодное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине.
Вакцинация - это введение в организм человека ослабленный или убитый болезнетворный агент (или искусственно синтезированный белок, который идентичен белку агента) для того, чтобы стимулировать выработку антител для борьбы с возбудителем заболевания.
Среди микроорганизмов, против которых успешно борются при помощи прививок, могут быть вирусы (например возбудители кори, краснухи, свинки, полиомиелита, гепатита А и В и др.) или бактерии (возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка и др.).
Чем больше людей имеют иммунитет к той или иной болезни, тем меньше вероятность у остальных (неиммунных) заболеть, тем меньше вероятность возникновения эпидемии.
Выработка специфического иммунитета до протективного (защитного) уровня может быть достигнута при однократной вакцинации (корь, паротит, туберкулез) или при многократной (полиомиелит, АКДС).
Ревакцинация (повторное введение вакцины) направлена на поддержание иммунитета, выработанного предыдущими вакцинациями. К сожалению, вакцинам свойственны те или иные отрицательные побочные действия на организм вакцинируемого.
Следует иметь ввиду, что вакцинация не всегда бывает эффективной. Нередко вакцины теряют свои качества при неправильном их хранении. Кроме того, иногда введение вакцины не приводит к выработке достаточного уровня иммунитета, который бы защитил пациента от болезнетворного агента.
На развитие поствакцинального иммунитета влияют следующие факторы:факторы связанные с самой вакциной:
- чистота препарата;
- время жизни антигена;
- доза;
- наличие протективных антигенов;
- кратность введения.
- зависящие от организма
- состояние индивидуальной иммунной реактивности;
- возраст;
- наличие иммунодефицита;
- состояние организма в целом;
- генетическая предрасположенность.
факторы связанные с внешней средой:
- качество питания человека;
- условия труда и быта;
- климат;
- физико- химические факторы среды.
ТИПЫ ВАКЦИН:
- Живые вакцины содержат ослабленный живой микроорганизм. Примером могут служить вакцины против полиомиелита, кори, свинки, краснухи или туберкулеза. Они способны размножаться в организме и вызывать выработку защитных факторов, которые обеспечивают невосприимчивость человека к патогену. Утрата вирулентности у таких штаммов закреплена генетически, однако у лиц с иммунодефицитами могут возникнуть серьезные проблемы.
- Инактивированные (убитые) вакцины (например цельноклеточная вакцина против коклюша, инактивированная вакцина против бешенства), представляют собой патогенные микроорганизмы, инактивированные (убитые) высокой температурой, радиацией, ультрафиолетовым излучением, спиртом, формальдегидом и т.д. Такие вакцины реактогенны и в настоящее время применяются редко (коклюшная, против гепатита А).
- Химические вакцины содержат компоненты клеточной стенки или других частей возбудителя.
- Анатоксины - это вакцины, состоящие из инактивированного токсина продуцируемого бактериями. В результате специальной обработки токсические свойства его утрачиваются, но остаются иммуногенные. Примером анатоксинов могут служить вакцины против дифтерии и столбняка.
- Рекомбинантные вакцины получают методами генной инженерии. Суть метода: гены болезнетворного микроорганизма, отвечающие за синтез определенных белков, встраивают в геном какого - либо безвредного микроорганизма (например кишечная палочка). При их культивировании продуцируется и накапливается белок, который затем выделяется, очищается и используется в каяестве вакцина. Примером таких вакцин могут служить рекомбинантная вакцина против вирусного гепатита B, вакцина против ротавирусной инфекции.
- Синтетические вакцины представляют собой искусственно созданные антигенные детерминанты (белки) микроорганизмов.
- Ассоциированные вакцины. Вакцины различных типов, содержащие несколько компонентов (напимер АКДС).
Помимо создания путем вакцинации в организме здорового человека определенного иммунитета с целью защиты от возможного заболевания, cуществует еще и вакцинотерапия (применяется для лечения вяло текущих, хронических инфекций).
Необходимые прививки делать надо, но перед этим обязательно следует пройти достаточно полное обследование и правильно оценить состояние ребенка (с учетом выводов грамотного специалиста, основанных на результатах необходимых объективных исследований).
Рубрики: За вакцинациюМетки: вакцина, вакцинация, вирусы, гепатит, иммунопрофилактика, полиомиелит, туберкулез Комментариев нет
Добавить комментарий
antivakcina.org
ИММУНОПАТОЛОГИЯ, ИММУНОДИАГНОСТИКА и ИММУНОПРОФИЛАКТИКА
КУРС: 3 (третий)
ДИСЦИПЛИНА: OI 3228 «Общая иммунология»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 051301 «Общая медицина»
Составители:профессор Шортанбаев А.А.
доцент Кожанова С.В.
доцент Тарабаева А.С.
доцент Балпанова Г.Т.
доцент Бижигитова Б.Б.
доцент Битанова Э.Ж.
ст.преп.Нурмуханбетова А.А.
Алматы, 2012 г.
ЗАНЯТИЕ №6
1. Тема:Противоопухолевый иммунитет.Роль клеточных и гуморальных механизмов в противоопухолевом иммунитете.
2. Цель: Сформировать знания об особенностях иммунного ответа против опухолей и современных методах иммунотерапии рака.
3. Задачи обучения:
· Рассмотреть современное представление об особенностях противоопухолевого иммунитета.
· Изучить особенности опухолевых антигенов.
· Рассмотреть роль клеточных и гуморальных механизмов противоопухолевой защиты.
· Изучить современные методы иммунотерапии и иммунодиагностики рака.
· Ввести новые понятия: опухолевый антиген, злокачественная трансформация, канцерогенное действие, онковирус, онкомаркер
· Формировать навык письменного изложения собственного мнения о проблеме в виде эссе
4. Основные вопросы темы:
1. Современный взгляд на этиологию злокачественных опухолей, онкогены, гены супрессии опухолей.
2. Антигенный состав опухолевых клеток: антигенное усложнение и упрощение.
3. Роль В-системы в противоопухолевом иммунитете. Блокирующие факторы сыворотки крови онкологических больных.
4. Клеточные механизмы противоопухолевого иммунитета. Роль Т-клеток, макрофагов, натуральных киллеров и К-клеток в противоопухолевом иммунитете, механизм их работы.
5. Роль цитокинов в противоопухолевом иммунитете (ИЛ-1, ИЛ-2, ИЛ-12, ИЛ-10, IFN-α, IFN- γ, TNF-α, β).
6. Современные методы иммунодиагностики и иммунотерапии опухолей.
Хронометраж занятия:
№
| Этапы занятия
| Время
|
1.
| Практическое занятие
Вступительная часть. Озвучивание тем и целей занятия.
| 5 мин.
|
2.
| · Оценка исходного уровня знаний (тестирование)
· Написание краткого эссе на тему «Современные представления о канцерогенезе»
· Подведение итогов
| 45 мин.
|
| · Перерыв
| 10 мин.
|
3.
| · Обсуждение темы занятия методом открытой дискуссии
| 50 мин.
|
| · Перерыв
| 10 мин
|
4.
| · Обсуждение темы занятия методом открытой дискуссии
· Устный опрос
| 50 мин.
|
5. Методы обучения и преподавания:
• Тест-контроль исходного уровня знаний.
• Написание эссе
• Открытая дискуссия
• Устный опрос
Открытая дискуссия:
Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы:
1. Вирусно-генетическая теория канцерогенеза
2. Антигенное усложнение и упрощение опухолей.
3. Роль гуморальных факторов в противоопухолевом иммунитете
4. Роль клеточных механизмов иммунной защиты в противоопухолевом иммунитете
5. Роль цитокинов в противоопухолевом иммунитете
6. Современные методы иммунодиагностики и иммунотерапии опухолей.
Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение.
По усвоенному материалу проводится устный опрос.
6. Литература:
1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2009, стр. 217-253
2. Кожанова С.В., Шортанбаев А.А., Калиакбарова Г.Т. Противоопухолевый иммунитет, Алматы, 2000, с. 4-36.
3. Ройт А. и др. Иммунология, М., Мир, 2007, с.383-397, 401-419.
4. С.А. Кетлинский, А.С. Симбирцев «Цитокины», С-Петербург, 2008, с.534-548.
5. Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, с. 224-227.
7. Контроль:
1. Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)
2. Устный опрос
ЗАНЯТИЕ №7
1. Тема:Система HLA, строение, функции локусов. Основы трансплантационного иммунитета.
2. Цель: Сформирорвать знания системе HLA и основах трансплантационного иммунитета.
3. Задачи обучения:
· Ознакомить студентов со строением HLA-комплекса и функциями его локусов, а также с основными методами типирования HLA-антигенов.
· Дать представление о причинах и механизмах отторжения трансплантатов и возникновения РТПХ.
· Сформировать знания о правовой регламентации в трансплантологии
4. Основные вопросы темы:
1. Основной комплекс гистосовместимости (система HLA). Гены и антигены гистосовместимости, их роль в иммунном ответе. Трансплантационные антигены.
2. Полиморфизм и распределение генов HLA-системы в популяции.
3. Связь антигенов HLA с индивидуальной предрасположенностью человека к конкретным видам патологии.
4. Различные виды трансплантатов.
5. Механизмы отторжения трансплантатов.
6. Методы типирования антигенов гистосовместимости, принципы постановки реакций.
7. Подбор донора и реципиента для трансплантации. Трансплантация в клинике.
8. Роль иммунологического мониторинга в назначении иммунодепрессивной терапии после пересадки.
9. Реакция «трансплантат против хозяина», ее профилактика.
Хронометраж занятия:
№
| Этапы занятия
| Время
|
1.
| Практическое занятие
Вступительная часть. Озвучивание тем и целей занятия.
| 5 мин.
|
2.
| · Оценка исходного уровня знаний (тестирование)
· Обсуждение темы занятий методом открытой дискуссии
| 45 мин.
|
| · Перерыв
| 10 мин.
|
3.
| · Обсуждение темы занятий методом открытой дискуссии
· Обсуждение Приказа «Об утверждении правил изъятия, консервации, проведения трансплантации тканей и (или) органов (части органов) от человека к человеку, от трупа к человеку и от животного к человеку (приказ №623 от 19.09.2009г)
· Устный опрос
| 50 мин.
|
| · Перерыв
| 10 мин
|
4.
| · Просмотр фильма «Трансплантация стволовых клеток»
| 50 мин.
|
5. Методы обучения и преподавания:
• Тест-контроль исходного уровня знаний.
• Открытая дискуссия
• Просмотр фильма пр-во ВВС «Трансплантация тволовых клеток»
Открытая дискуссия:
Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы:
1. Связь антигенов HLA с индивидуальной предрасположенностью человека к конкретным видам патологии.
2. Механизмы отторжения трансплантатов.
3. Подбор донора и реципиента для трансплантации. Трансплантация в клинике.
4. Почему необходимо проведение иммуносупрессивной терапии при трансплантации. Каковы основные принципы применения иммунодепрессантов.
5. Роль иммунологического мониторинга в назначении иммунодепрессивной терапии после пересадки.
6. Реакция «трансплантат против хозяина», ее профилактика.
Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение.
По усвоенному материалу проводится устный опрос.
6. Литература:
1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2009, стр. 253-296
2. Балпанова Г.Т. Основы трансплантационного иммунитета. Система HLA, Алматы, 2003, с. 6-14, с.22-27, 44- 53.
3. Ройт А. и др. Иммунология, М., Мир, 2007, с.383-397, 401-419.
4. Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, с. 219-224.
7. Контроль:
1. Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)
2. Устный опрос
ЗАНЯТИЕ № 8
1. Тема: «Механизмы гиперчувствительности»
2. Цель:Сформировать у студентов знания об основных типах гиперчувствительности по классификации Кумбса и Джелла, а также коммуникативные навыки, необходимые для эффективного сотрудничества врача и пациента, а также для ведения групповой дискуссии.
3. Задачи обучения:
· Рассмотреть классификацию механизмов гиперчувствительности по Кумбсу и Джеллу.
· Изучить механизмы возникновения атопических и анафилактических реакций, их сходство и различие.
· Рассмотреть клинические примеры и методы лабораторной диагностики этих заболеваний.
· Изучить патогенез цитотоксических (цитолитических) реакций. Ознакомить студентов с клиническими примерами данного типа гиперчувствительности.
· Изучить патогенез болезней иммунных комплексов и гиперчувствительности замедленного типа. Рассмотреть клинические примеры и методы лабораторной диагностики соответствующих типов гиперчувствительности.
· Ввести новые понятия: лекарственная цитопения, сывороточная болезнь, контактно-аллергический дерматит, ГЗТ
· Формировать коммуникативные навыки, необходимые для эффективного сотрудничества врача и пациента, а также для ведения групповой дискуссии.
4. Основные вопросы темы:
1. Классификация механизмов гиперчувствительности по Кумбсу и Джеллу:
2. Атопические болезни, роль Тх2 и IgЕ в патогенезе атопических болезней.
3. Клинические примеры атопической аллергии. Роль наследственной предрасположенности к атопической аллергии.
4. Анафилаксия. Патогенез анафилактического шока, его профилактика.
5. Сходство и различие атопии и анафилаксии.
6. Лабораторная диагностика атопии.
7. Патогенез цитотоксических (цитолитических) реакций, роль антител и системы комплемента.
8. Клинические примеры II типа гиперчувствительности.
9. Болезни иммунных комплексов (БИК). Условия, определяющие их возникновение (мелкодисперсность, длительная персистенция, низкая скорость кровотока, дефекты фагоцитоза).
10. Клинические примеры БИК (васкулиты, гломерулонефриты, сывороточная болезнь).
11. Гиперчувствительность замедленного типа (IV тип). Роль клеточных факторов.
12. Участие макрофагов и Тгзт в развитии воспаления (IFN-γ, TNF-ά и β, MAF, ФУМ, хемоаттрактанты, факторы стимуляции фибробластов и др.). Клинические примеры ГЗТ.
Хронометраж занятия:
№
| Этапы занятия
| Время
|
1.
| Практическое занятие
Вступительная часть. Озвучивание тем и целей занятия.
| 5 мин.
|
2.
| · Оценка исходного уровня знаний (тестирование)
· Обсуждение темы занятий методом открытой дискуссии
| 45 мин.
|
| · Перерыв
| 10 мин.
|
3.
| · Обсуждение темы занятий методом открытой дискуссии
· Устный опрос
| 50 мин.
|
| · Перерыв
| 10 мин
|
4.
| · Создание клинической ситуации методом ролевой игры «Врач» - «пациент» по клиническим примерам каждого механизма гиперчувствительности
| 50 мин.
|
5. Методы обучения и преподавания:
• Тест-контроль исходного уровня знаний.
• Открытая дискуссия
• Работа в малых группах (ролевые игры)
Открытая дискуссия:
Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы:
3. В чем заключается отличие и общность понятий «Иммунитет» и «Гиперчувствительность»?
4. В чем заключается иммунная стадия при всех 4 механизмах гиперчувствительности?
5. В чем суть патохимической и патофизиологической стадий при различных механизмах гиперчувствительности?
6. Какими иммунологическими методами можно выявить наличие каждого из механизмов гиперчувствительности и наличие сенсибилизации к «виновному» аллергену?
7. В чем разница между понятием «общие» и «специфические» антитела?
Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение.
По усвоенному материалу проводится устный опрос.
Ролевые игры «врач» - «пациент»:
Студенты делятся на 4 группы «пациент», каждая группа придумывает клиническую ситуацию с описанием клинических симптомов, анамнеза заболевания, общеклинических лабораторных изменений больного соответственно одному из механизмов гиперчувствительности.
Затем в другом порядке студенты делятся на 4 группы «врач», каждая группа на основе представленной информации выставляет предварительный диагноз и составляет план иммунологического обследования.
Студенты, в данный момент не участвующие в работе пары «врач» - «пациент» могут помогать каждой группе в процессе «постановки диагноза».
В конце игры преподаватель оценивает работу каждой группы с разъяснением ошибок «врача» и «пациента»
6.Литература:
1.Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2009, стр.296-320
2.Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, стр. 308-315, 332-349,354-362.
7.Контроль:
1.Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)
2.Устный опрос
ЗАНЯТИЕ № 9
1. Тема:Лабораторные методы оценки иммунного статуса человека в клинике
2. Цель: Сформировать знания об основных методах иммуноанализа и формировать практические навыки их применения
3. Задачи обучения:
· Рассмотреть основные методы иммуноанализа, принципы количественной и качественной оценки параметров иммунной системы.
· Формировать практические навыки оценки количественного состава клеток крови.
· Освоить основные этапы и принципы постановки реакции ИФА.
· Ввести новые понятия: абсолютное содержание лейкоцитов, относительное количество лимфоцитов, реакция бластной трансформации лимфоцитов (РБТЛ), реакция торможения миграции лейкоцитов (нейтрофилов)( РТМЛ), радиоиммунный анализ, РАСТ.
· Формировать коммуникативные навыки, необходимые для эффективного сотрудничества врача и пациента, а также для ведения групповой дискуссии, ролевых игр.
· Формировать практические навыки, необходимые для эффективного применения врачом лабораторных методов диагностики.
4. Основные вопросы темы:
1. Принципы методов ИФА и радиоиммунного анализа.
2. Основные этапы постановки теста ИФА на планшетах для иммунологических исследований (прямой твердофазный метод).
3. Основные этапы постановки теста ИФА для определения концентрации сывороточных иммуноглобулинов (характеристика тест-систем, используемое оборудование и реактивы, условия проведения теста, калибровка, измерение результатов, их интерпретация).
4. Использование ИФА для диагностики и контроля за лечением инфекционных заболеваний .
Хронометраж занятия:
№
| Этапы занятия
| Время
|
1.
| Практическое занятие
Вступительная часть. Озвучивание тем и целей занятия.
| 5 мин.
|
2.
| · Оценка исходного уровня знаний (тестирование)
· Обсуждение темы занятия методом открытой дискуссии
· Подведение итогов
| 45 мин.
|
| · Перерыв
| 10 мин.
|
3.
| · Обсуждение темы занятия методом открытой дискуссии
| 50 мин.
|
| · Перерыв
| 10 мин
|
4.
| · Создание клинической ситуации методом ролевой игры «Врач» - «пациент» по клиническим данным и интерпретации результатов иммунограммы
| 50 мин.
|
Методы обучения и преподавания:
· Тест-контроль исходного уровня знаний
· Открытая дискуссия
· Работа в малых группах (ролевые игры)
Открытая дискуссия:
Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы:
1. Лабораторные тесты, применяемые для определения основных популяций и субпопуляций В- и Т- лимфоцитов.
2. СD-антигены в качестве маркеров дифференцировки лимфоцитов.
3. Тесты оценки клеточного звена иммунитета: определение популяционного и субпопуляционного состава лимфоцитов периферической крови и наличия рецепторов к определенным цитокинам (СD2, CD3, CD4, CD8, CD30, CD16, CD56, CD25, CD95 и другие) с помощью МКАТ.
4. Тесты, применяемые для оценки функциональной активности иммунокомпетентных клеток: РБТЛ Т- и В-лимфоцитов на митогены и антигены, РТМЛ.
5. Иммунологические тесты, применяемые при специальных исследованиях:
· Тесты, применяемые в диагностике и для контроля за иммунокорригирующим лечением аллергических, аутоиммунных, инфекционных и онкологических заболеваний.
· Тесты, применяемые в трансплантологии: определение антигенов HLA, иммунологический мониторинг проведения иммуносупрессивной терапии.
· Тесты, применяемые для назначения и контроля за проведением цитокиновой/антицитокиновой терапии.
6. Какие показатели гуморального звена иммунитета можно определить с помощью ИФА.
7. Какие показатели клеточного звена иммунитета можно определить c помощью ИФА.
8. В чем заключается принцип конкурентного метода ИФА.В чем заключается принцип неконкурентного (прямого) метода ИФА – метод «прямого сэндвича».
9. Каким образом строят калибровочный график при определении антигена (что откладывается по осям).
10. Чем отличаются количественный и полуколичественный методы оценки результатов ИФА. Как проводится качественная диагностика инфекций.
Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение.
По усвоенному материалу проводится устный опрос.
Ролевая игра «врач» - «пациент»:
Студенты делятся на 4 группы «пациент», каждая группа придумывает клиническую ситуацию с описанием клинических симптомов, анамнеза заболевания, общеклинических лабораторных изменений больного соответственно одному из дефектов звеньев иммунной системы.
Затем в другом порядке студенты делятся на 4 группы «врач», каждая группа на основе представленной информации выставляет предварительный диагноз и составляет план иммунологического обследования.
Студенты, в данный момент не участвующие в работе пары «врач» - «пациент» могут помогать каждой группе в процессе «постановки диагноза».
В конце игры преподаватель оценивает работу каждой группы с разъяснением ошибок «врача» и «пациента»
6. Литература:
1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2008, стр. 387-423
2. Мухамбетова С.Г., Каракушикова А.С., Кожанова С.В., Садвакасова Г.С. Современные методы оценки иммунного статуса, Алматы, 2005, стр. 17-19, 44-51.
3. Лебедев К.А., Понякина И.Д. Иммунная недостаточность, Москва, 2003, стр. 32-50, 133-140
4. Тарабаева А.С. Диагностика и лечение иммунопатологических состояний, Алматы, 2002, стр. 9-20
7. Контроль:
1. Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)
2. Устный опрос
ЗАНЯТИЕ № 10
1. Тема: «Вакцины и вакцинопрофилактика. Основные принципы иммунокоррекции»
2. Цель: Сформировать знания у студентов по основным видами вакцин, принципов вакцинации и создания новых вакцин, а также приобретение знаний по вопросам иммунопрофилактики отдельных инфекций и научить студентов основам профилактики поствакцинальных осложнений. Ознакомить студентов с основными направлениями современной иммунокоррекции. Рассмотреть классификацию иммунотропных средств, механизмы их действия и побочные действия иммунотропных препаратов.
3. Задачи обучения:
· Сформировать знания по основным принципам специфической иммунопрофилактики как важнейшего фактора борьбы с инфекционными заболеваниями;
· Ознакомить студентов с иммунологическими основами вакцинации, составом основных применяемых в настоящее время вакцин, а также с возможными осложнениями при вакцинации и способами их профилактики;
· Ознакомить студентов с основными направлениями современной иммунокоррекции
· Ознакомить с основными иммунотропными препаратами и механизмами их действия
· Изучить показания к проведению того или иного метода иммунокоррекции и рассмотреть тактику иммунокорригирующей терапии в зависимости от выраженности иммунодефицита.
· Формировать коммуникативные навыки, необходимые для эффективного сотрудничества врача и пациента, а также для ведения групповой дискуссии.
4. Основные вопросы темы:
1. Понятие пассивной и активной иммунизации
2. Основные типы вакцин:
а) Убитые микроорганизмы в качестве вакцин;
б) Живые аттенуированные вакцины;
в) Поливалентные вакцины;
г) Субъединичные и капсульные вакцины;
д) Рекомбинантные вакцины;
е) Антиидиотипические вакцины;
ж) Пищевые вакцины.
3. Осложнения при вакцинации и их профилактика.
4.Основные принципы иммунокорригирующей терапии
- иммуностимулирующая терапия;
- иммунодепрессивная терапия;
- иммунная инженерия.
5. Иммунокорригирующая терапия в зависимости от степени выраженности иммунодефицита.
6. Иммунокоррекция в различных отраслях медицины.
Хронометраж занятия:
№
| Этапы занятия
| Время
|
1.
| Практическое занятие
Вступительная часть. Озвучивание тем и целей занятия.
| 5 мин.
|
2.
| · Оценка исходного уровня знаний (тестирование)
· Обсуждение темы занятий методом «Занятие – конференция»
| 10 мин.
35 мин.
|
| · Перерыв
| 10 мин.
|
3.
| Продолжение обсуждения темы занятий методом «Занятие – конференция». Подведение итогов (выступления, вопросы, заключение, выбор лучшего сообщения).
| 50 мин.
|
| · Перерыв
| 10 мин
|
4.
| · Обсуждение темы занятий методом открытой дискуссии. Устный опрос.
| 50 мин.
|
5. Методы обучения и преподавания:
• Тест-контроль исходного уровня знаний.
• Занятие - конференция
• Открытая дискуссия
Занятие – конференция
Заранее в качестве домашнего задания каждому студенту даётся тема для выступления (5-7 минут), причём сведения должны быть не только из учебника, а из научных публикаций, монографий. Занятие имитирует научную конференцию: выступления, вопросы, заключение, выбор лучшего сообщения.
В конце конференции преподаватель оценивает работу каждого студента с разъяснением ошибок.
Темы докладов:
1. Иммунологическая оценка (критерии) эффективности вакцин
2. Надзор за безопасностью вакцин: система учета неблагоприятных событий по вакцинам.
3. Иммунология вакцинального процесса
4. Поствакцинальные осложнения
5. Иммунопрофилактика отдельных инфекций:
· БЦЖ
· ОПВ
· ВГВ
· Коревая, краснушная и паротитная вакцины
· АКДС-вакцина
6. ДНК-вакцины
7. Рекомбинантные вакцины
8. Вакцины на основе дендритных клеток
9. Терапевтические вакцины
10. Классические современные вакцинные адъюванты
11. Цитокины в роли адъювантов
Открытая дискуссия:
Преподаватель предлагает обсудить следующие вопросы:
1. Основные направления иммунокоррекции:
а) Воздействие на иммунную систему с целью стимуляции иммунного ответа.
· коррекция гормонами и медиаторами иммунной системы
· фармакологическая иммунокоррекция
б) Иммунная инженерия.
· с целью иммунореставрации
· с целью удаления из организма компонентов иммунной системы
в) Воздействие на иммунную систему с целью подавления иммунитета.
2. Тактика иммунокорригирующей терапии в зависимости от степени выраженности иммунодефицита.
3. Иммунокоррекция в различных отраслях медицины.
· иммунокоррекция в трансплантологии;
· иммунокоррекция в ревматологической практике;
· иммунокоррекция в практике врача пульмонолога.
Студенты высказывают свое мнение по данным проблемам индивидуально или делятся по парам и каждая пара предварительно формирует общее мнение по данному вопросу. При необходимости преподаватель задает наводящие вопросы и контролирует процесс дискуссии. В конце дискуссии преподаватель делает заключение.
По усвоенному материалу проводится устный опрос.
6. Литература:
1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. Общая иммунология, Алматы, 2008, стр. 370-387
2. Кожанова С.В., Шортанбаев А.А. Вакцины и вакцинопрофилактика, Алматы, 2002, с.21
3. Ройт А. и др. Иммунология, М., Мир, 2007, стр. 325-343
4. Хаитов Р.М. Иммунология, Москва, 2000, стр. 365-367
5. Н.В. Медуницын «Вакцинология», Москва, 2004, стр.157-183.
6. Гордон Ада, Алистер Рамсей «Вакцины, вакцинация и иммунный ответ», Москва, 2002, стр.190-238.
7. Тарабаева А.С. Иммунокорригирующая терапия, Алматы, 2005, С.52
7. Контроль:
1.Тестовый контроль – 20 вариантов по теме (по 4 задания в каждом)
2.Устный опрос
КАФЕДРА: ОБЩЕЙ ИММУНОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (СРСП)
infopedia.su