Прививки новорожденным комаровский: новинки, премьеры, актуальные тенденции в литературе

Детский травматолог-ортопед


У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду клиники «Евромед» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.


— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год… С чем это связано, что именно оценивает ортопед?


— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.


По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.


Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т. д.


Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.


Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.


Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.


— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.


— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.


При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.


— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?


— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.


— А сидеть можно?


— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.


— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?


— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.


С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.


Как вспомогательная процедура полезен массаж.


Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.


При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.


— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?


— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.


— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?


— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.


Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.


Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.


— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?


— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.


— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?


— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).


Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.


Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.


Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.


Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.


Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.


Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.


— Настоящее плоскостопие лечится иначе?


— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.


— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?


— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.


— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?


— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.


Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.


Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.


При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.

Подвывих в локтевом суставе


Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.


Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.


В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.


Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.

Когда надо обращаться к травматологу?


Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?

  • Любую резаную, колотую рану надо показать доктору. Не стоит заливать рану зеленкой или йодом! Так вы добавите к порезу еще и химический ожог. Не надо прикладывать к открытой ране вату – ее волокна потом крайне сложно удалить из раны. Если место травмы сильно загрязнено – промойте чистой водой. Потом закройте рану чистой тканью (стерильным бинтом, носовым платком и пр.), наложите давящую повязку и, как можно скорее, отправляйтесь в травмпункт. Врач проведет первичную хирургическую обработку раны, тщательно очистит ее (самостоятельно вам вряд ли удастся это выполнить настолько качественно), восстановит целостность всех структур и наложит повязку.
  • Если на месте травмы появился заметный отек. Это может говорить о том, что это не просто ушиб, но и перелом, вывих или разрыв связок.
  • Если ребенок потерял сознание, даже кратковременно. Это может говорить о черепно-мозговой травме, которая может иметь серьезные последствия.
  • Если у ребенка после травмы была рвота. Рвота, тошнота, бледность также указывают на возможность черепно-мозговой травмы.
  • Если ребенок ударился головой. Последствия удара головой могут быть не заметны сразу, и при этом иметь очень серьезные последствия.
  • Если ребенок ударился животом. При ударе животом возможно повреждение внутренних органов и внутреннее кровотечение.
  • Если ребенок упал с высоты (со стула, стола и пр.), упал с велосипеда и т.п. Бывает, что внешне никак не проявляется, а повреждены внутренние органы.
  • Если ребенок беспокоится, ведет себя необычно.


Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!

Осторожно: батут!


Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.


Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.

Могут ли прививки вызывать ДЦП и аутизм: 14 февраля 2019, 09:50

Споры по поводу обязательной вакцинации у детей не утихают. В свете ситуации с заболеваемостью корью в Казахстане предлагаем узнать, что думают специалисты по поводу прививок у детей, передает корреспондент Tengrinews. kz.

Продолжение

В Казахстане от инфекционных заболеваний прививаются около 5 миллионов человек в год, в том числе 1,3 миллиона детей. Вакцинация проводится по Национальному календарю прививок против 21 инфекционного заболевания. Сроки и наименование инфекций, от которых проводятся прививки, утверждаются правительством.

Какие прививки делают в Казахстане

Согласно календарю прививок, в детском возрасте казахстанцы получают прививки от туберкулеза, полиомиелита, вирусного гепатита В, коклюша, дифтерии, столбняка, гемофильной инфекции типа b, кори, краснухи, паротита, пневмококковой инфекции. Также есть прививки, которые ставят лишь в конкретных ситуациях. Это вакцина от весенне-летнего клещевого энцефалита, чумы, брюшного тифа и бешенства. Кроме того, прививаться можно и от вирусного гепатита А, гриппа, сибирской язвы, туляремии. Большую часть прививок нужно получить, будучи ребенком. Но если по определенным причинам вы не были привиты до 16 лет, можно сделать это сейчас. Чаще всего взрослым рекомендуются вакцинироваться против кори, паротита, краснухи, гепатит А и В, дифтерии, столбняка и полиомиелита.

Как утверждают в Комитете охраны общественного здоровья, затраты на вакцинацию против любой инфекции примерно в 10 раз меньше, чем затраты, необходимые для лечения этого заболевания. В организм человека вводятся вакцины — ослабленные или убитые возбудители различных инфекций. После введения вакцины появляются защитные специфические антитела (иммуноглобулины). Некоторые вакцины создают иммунитет с первого раза, другие приходится вводить повторно.

Согласно последним данным Комитета охраны общественного здоровья, с начала 2019 года зарегистрировано 1 806 случаев кори, в том числе среди детей до 14 лет — 1 326. Большинство заболевших детей — это дети до года, прививать которых еще нельзя, так как прививка от кори делается согласно календарю прививок в один год. Специалисты неоднократно называли причины заболеваемости именно среди младенцев.

Но есть среди непривитых заболевших корью детей и отказники. То есть это дети, родители которых намеренно отказываются от вакцинации из религиозных убеждений, либо боясь осложнений после прививок. Мониторинг отказов от прививок в Казахстане начали вести с 2014 года. За 2018 год отказался от профилактических прививок 5 751 человек, из них поменяли свое мнение и привились против инфекционных заболеваний 3 107 человек.

С чего началась история отказа от прививок в мире

Как рассказали в Министерстве здравоохранения Казахстана, впервые мысль о наличии связи между вакцинацией, расстройствами кишечника и аутизмом была высказана доктором Вейкфилдом в статье, опубликованной в феврале 1998 года в британском журнале The Lancet. По его мнению, вакцина ККП, в которой сочетаются антигенные структуры трех вирусов — кори, краснухи и паротита — может вызвать сбой в работе иммунной системы и привести к развитию аутизма.

Как выяснилось позднее, автор статьи действовал по просьбе родителей, чьи дети заболели аутизмом. Главной его целью было показать связь между прививками и возникновением этого психического заболевания, чтобы родители в судебном порядке смогли получить компенсацию. Главный редактор журнала The Lancet опубликовал специальное заявление о том, что журнал не был проинформирован о финансовых интересах автора работы, и признал публикацию ошибочной.

«Однако доктор Вейкфилд и после этого продолжал отстаивать мнение, что вакцина ККП опасна, а версия об ответственности вакцинации за возникновение аутизма, несмотря на многократные ее опровержения, зажила самостоятельной жизнью, породив многочисленные судебные иски от родителей детей-аутистов», — рассказали в Минздраве.

Осложнения после прививок

Как заверяют в Минздраве, каждый случай с подозрением на неблагоприятные проявления после прививок тщательно проверяется и расследуется комиссией с привлечением узких специалистов.

В Казахстане за 2018 год зарегистрировано 0,0003 процента неблагоприятных проявлений после иммунизации в виде общего недомогания, повышения температуры, которое без ущерба для здоровья проходит в течение одного-трех дней, сообщили в Министерстве здравоохранения.

Побочные эффекты и осложнения отличаются для различных вакцин. Достаточно часто встречаются такие реакции, как умеренное повышение температуры, болезненность в месте инъекции. У детей часто наблюдается продолжительный плач, ухудшение аппетита. Не стоит волноваться, если после введения вакцины от коклюша, дифтерии и столбняка у ребенка подскочит температура. Это означает, что препарат действует.

Отметим, в 2015 году сразу в нескольких регионах Казахстана после прививки от кори подростки попали в больницу. Прививки делали школьникам и подросткам в рамках дополнительной иммунизации против кори. После прививки в инфекционную больницу Жанаозена поступили 60 подростков. Кроме того, после вакцинации от кори были госпитализированы студенты медколледжа в Темиртау. Несколько жителей Атырау попали в больницу с разными симптомами: отмечались случаи потери сознания, удушья, у кого-то отказали ноги. После многочисленных случаев реакции на вакцинацию по всей стране была приостановлена дополнительная иммунизация против кори. В 2015 году количество заболевших корью, по данным главного санврача Жандарбека Бекшина, составляло 1 500 человек.

Также в 2016 году в нашей стране заговорили о связи прививок с развитием ДЦП и аутизма у детей. Недавно на встрече со школьниками Жандарбеку Бекшину вновь задали вопрос относительно того, могут ли прививки повлиять на развитие подобных заболеваний. На этот вопрос ответил врач-невролог с 30-летним стажем.

Детский невропатолог о связи вакцинации с развитием ДЦП и аутизма

«Я сама работаю в реабилитационном центре и очень тесно связана с больными ДЦП. Мы проводим анализ, и 50 процентов деток, которые здесь находятся, это преждевременные роды, роды в ранние сроки, недоношенность является одной из главных причин, инфекции цитомегаловирусные, другие виды вирусов — тот же самый грипп.

Обычно когда начинаешь спрашивать маму: когда вы заметили задержку (в развитии), в чем она проявлялась? Они всегда указывают на то, что сделали в два месяца прививку и после этого возникла задержка. Это неверное представление. Причина возникла до того, скорее всего, в период беременности, на ранних сроках. Мамы забывают, что они переболели какими-то заболеваниями или что-то у них было. Это все как-то вычеркивается из памяти, а остается только тот факт, что делали прививку. Конечно, такой ребенок может дать температурную реакцию. Но температурная реакция — это нормальная реакция на введение вакцины. Это чужеродный биологический материал, на который организм должен отвечать.

Поэтому именно то, что прививки являются причиной ДЦП — это неверно. Причину надо искать до родов, во время беременности и даже до возникновения беременности», — рассказала Алия Досымбекова.

Аутизм

«Природа возникновения аутизма до сих пор неясна. Но тоже происходит задержка в психоречевом развитии, изменение поведения ребенка. Причинный фактор неизвестен. Аутизм диагностируется уже в более позднем возрасте, после первого года жизни. Но здесь причиной возникновения является не вакцинация. Почему он возник, ответить на этот вопрос трудно. Никто не знает причину. Это связано с центральной нервной системой. Идет какое-то повреждение в обменных процессах, но это не связано с каким-то дефектом или же органическим изменением в веществе головного мозга. Зачастую мы этих детей смотрим через МРТ — анатомически мозг сформирован правильно, а проявляется задержкой в психоречевом развитии или измененным поведением», — также рассказала врач-невропатолог.

По ее словам, диагностировать аутизм сложно. Лечат и занимаются этим педиатры и психиатры. Степень заболевания может быть разной. От глубокой задержки развития до развитых умственно. Дети с аутизмом могут учиться на одни пятерки, заканчивать институты.

К слову, в Казахстане 16 750 детей с диагнозом ДЦП, а также 2 000 детей, страдающих аутизмом.

Временный и постоянный запрет на вакцинацию

В месячном возрасте все дети должны пройти невропатолога, ребенок должен быть осмотрен специалистом. Существуют противопоказания к прививкам, временные и постоянные.

Если ребенок переболел менингитом, ему дается медотвод на полгода. За этот период ребенок должен восстановиться. Только когда ребенку ничего не грозит, ему разрешают ставить прививки.

Абсолютный запрет на прививки может быть, когда у ребенка какое-то злокачественное заболевание, не полная ремиссия, гломерулонефриты (заболевания почек), иммунодефицитные состояния.

«Хотя сегодня существует приказ, что даже детей с иммунодефицитным состоянием прививают от таких заболеваний, которые могут усугубить состояние здоровья», — пояснила Алия Досымбекова.

Временный запрет на вакцинацию, так называемый медотвод, дается, когда у ребенка температура. Но после выздоровления, через две-четыре недели, можно прививать ребенка. При энцефалите, менингоэнцефалите прививки откладываются от одного года со дня выздоровления. После краснухи, кори детей можно прививать через два месяца. Однако прививку от этих заболеваний делать уже нет смысла, так как у ребенка вырабатывается иммунитет от этих болезней. Всегда дается время для восстановления ребенка. «Мы же вмешиваемся в иммунитет, иммунную систему ребенка, а после той или иной болезни ребенок очень ослабленный», — также пояснила врач.

«Нельзя исключать человеческий фактор»

Глава Департамента охраны общественного здоровья Астаны рассказал, что в прошлом году в Астане было привито свыше 41 тысячи детей. При этом ни у кого из них не было выявлено осложнений.

По его словам, на саму вакцину осложнения проявляются крайне редко. Однако они могут зависеть от многих факторов: места проведения вакцинации, температуры в прививочном кабинете, состояния ребенка, есть ли у него простудное заболевание, психоэмоционального состояния. Может, ребенок испытывал какие-то стрессы в период экзаменов, тестирования. Достаточно ли был профессионален медперсонал, который проводил вакцину, качество самой вакцины, соблюдался ли порядок транспортировки и реализации.

«Нельзя исключать человеческий фактор, конечно. Это же не конвейер и не завод. В каждом случае индивидуально. В регионах отличаются и условия метеорологические, температура и климат. Соответственно, и само помещение, где проводят вакцинацию. (…) Компоненты вакцины от кори избирательны для возбудителя вируса. Он вырабатывает иммунитет избирательно к вирусу и его антигенам. Соответственно, она не может вызвать отклонения или спровоцировать заболевания по другим нозологиям», — отметил Байгабулов.

По его словам, были сделаны выводы по тем случаям, которые имелись в 2015 и 2005 годах. «Сейчас на еще более высоком уровне проходит система оценки и тестирования этих вакцин. В середине 2000-х после прививки БЦЖ были осложнения в виде лимфаденита. После тех событий уже 15 лет прошло, осложнений от БЦЖ по Казахстану не регистрируется.

суп в диете нужен, аппетита нет, сладкое

Известный педиатр считает вопросы питания детей очень важными и не приветствует никаких родительских экспериментов в этой области. Он говорит, что взрослый человек волен есть, как ему заблагорассудится, и неважно, что он для себя выберет — сыроедение, раздельное питание, вегетарианство, голодание или что-то другое. Однако эксперименты с едой над детьми Комаровский называет неэтичным и жестоким поведением. Давайте выясним отношение популярного доктора к другим проблемам питания детей старшего возраста и больных детей.

Отсутствие аппетита

Прежде всего, при всех проблемах с питанием ребенка Комаровский советует не делать из еды культа. Родители не должны обращать внимание на вопрос «чем и чем кормить ребенка?» В смысл собственной жизни.

Известный доктор напрямую связывает проблему плохого аппетита с достатком семьи, а также с образом жизни семьи. Он напоминает, что аппетит приходит после того, как ребенок потратит достаточно энергии. Если малыш мало двигается (например, много времени проводит на уроках), тепло одет, мало ходит, то у него мало энергии, что проявляется снижением аппетита.

По собственному опыту Комаровский заметил, что дети, у которых нет аппетита, либо очень заняты, либо очень ленивы. Им легче начать уговаривать малыша, обещать ему подарки и пытаться кормить его по-другому, чем гулять и играть с малышом в подвижные игры. Вообще известный врач подчеркивает, что аппетит свидетельствует о готовности организма к перевариванию пищи, поэтому кормить детей без аппетита бессмысленно.

Диета

В основу рекомендаций кормить ребенка по режиму Комаровский называет учение Павлова, согласно которому при приеме пищи за один раз к нужному времени начинают вырабатываться пищеварительные соки, что улучшает пищеварение. Однако это учение не учитывает, что не всегда можно давать ребенку пищу одновременно.

Кроме того, популярный врач напоминает, что Павлов использовал собак для экспериментов, и их образ жизни сильно отличается от детского, ведь на современных детей действует великое множество факторов, влияющих на аппетит (например, просмотр телевизора или получившаяся двойка). А потому, что Комаровский рекомендует кормить детей не по часам, а с учетом наличия аппетита и готовой еды.

Отказ от еды

Среди причин отказа от еды известный педиатр называет:

  • Заболевания полости рта, кишечника или дыхательной системы.
  • Неподходящие физические характеристики пищи (очень горячая или холодная пища).
  • Несоответствующий вкус пищи (горький, соленый, кислый).

Однако в большинстве случаев такое поведение Комаровский связывает с педагогическими и воспитательными проблемами, когда родители с раннего возраста потакают требованиям детей и готовы сдерживать себя в еде, но давать малышу самое вкусное и желанное.

Закуски

Комаровский называет очень частым такое явление, когда родители в перерывах дают малышам сладости, фрукты, печенье и другую пищу. Однако популярный врач считает перекусы приемлемыми, за исключением двух ситуаций:

  1. Если у ребенка проблемы с аппетитом.
  2. При наличии у ребенка хронической инфекции ротоглотки.

Сладкое

Комаровский называет сладкое источником быстро доступной энергии и удовольствия. А если есть ребенок, куда потратить эту легко полученную энергию, то никаких препятствий для того, чтобы подарить ребенку сладость, знаменитый педиатр не видит.

Однако он напоминает, что очень часто встречается аллергия на экзотические фрукты и шоколад, и если проблема появилась, то эти продукты не следует давать в малых количествах, а следует исключить из рациона как минимум на год.

Супы

По собственному опыту Комаровский знает, насколько популярно в нашей стране мнение, что ребенку необходима жидкая и горячая пища хотя бы раз в день. суп. При этом известный врач акцентирует внимание родителей на том, что борщи и супы едят не каждый день в десятках стран, а медицина не считает первые блюда обязательными в рационе. Есть супы или нет, зависит исключительно от ваших привычек и вкусов, а также от количества свободного времени родителей и их материального положения, так как выгодно и по финансам, и по времени приготовить первое блюдо за несколько дней.

Питание при заболеваниях

Прежде чем решить, нужно ли больному ребенку питание, Комаровский обращает внимание на 2 момента:

  1. Существуют заболевания, при лечении которых важна определенная диета. Примером может служить диабет (ограничение сахара) или заболевание почек (ограничение соли). Также специальная диета необходима при воспалении кишечника, пищевых отравлениях, запорах, заболеваниях поджелудочной железы и других патологиях пищеварительной системы.
  2. При любом остром заболевании или обострении хронической патологии аппетит у большинства детей снижен.

По мнению известного врача, потеря аппетита при любом заболевании является типичным признаком, свидетельствующим о снижении пищевых потребностей ребенка. А Комаровский считает правильной тактикой оставить малыша в покое и не заставлять его есть.

Печень ребенка во время болезни занята синтезом веществ, нейтрализующих бактерии и вирусы, а также нейтрализацией токсинов. И нагружать его дополнительно процессом пищеварения не стоит.

Вот универсальные правила, которые рекомендует Комаровский в питании больных детей:

  1. В первую очередь учитывают аппетит ребенка.

About admin