Тесты на Аккредитацию м/с | Конспекты лекций Иммунология
Скачай Тесты на Аккредитацию м/с и еще Конспекты лекций в формате PDF Иммунология только на Docsity! ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: «ВАКЦИНАПРОФИЛАКТИКА» 1. Выберите группу указанных вакцин, в которой находятся только убитые вакцины: а) Холерная, лептоспирозная, клещевая, брюшнотифозная, столбнячная. б) Полиомиелитная оральная, холерная, лептоспирозная, брюшнотифозная, чумная. 2. Является ли противопоказанием к проведению профилактической прививки наличие гиперемии (инфильтрата) более 8 см и (или) температуры 40 градусов и выше в месте предыдущей прививки вакциной: а) Да б) Нет в) Не является при проведении прививки в другой участок тела. 3. Укажите интервал между прививкой и последующим плановым введением иммуноглобулина. а) 2 недели б) 1 месяц в) 3 месяца 4. При развитии сильной реакции или осложнения на предыдущую дозу вакцины дальнейшую иммунизацию проводят: а) другим препаратом б) тем же препаратом под наблюдением врача 5. Первую ревакцинацию АКДС вакциной ребенок получил в возрасте 3 года (прививался вне схемы). Как проводить вторую вакцинацию? а) однократно АДС-М анатоксином в возрасте 8 лет б) однократно АДС анатоксином с интервалом 5- 6 лет в) Однократно АДС-М вакциной в возрасте 7 лет г) не прививать 6. Через какое время после противодифтерийной прививки необходимо сделать РПГА для излучения напряженности иммунитета? а) через 45 дней б) через 2 мес в) через 8 – 9 мес г) через 1 мес 7. Как поступить, если ребенок прибыл без сведений о прививках против дифтерии: а) сделать запрос, сделать РПГА б) начать прививать в) оформить медотвод г) не прививать вообще 8. Противопоказания к иммунизации вакциной АКДС: а) прогрессирующие заболевания нервной системы б) перинатальная энцефалопатия в) недоношенность 9. Назовите учетные формы для планирования профилактических прививок в детской поликлинике: а) ф.63 и ф. 112 б) ф.26 и ф.112 в) ф.63 и ф.58 10. Каков допустимый интервал между введением иммуноглобулина по эпид.
показаниям и последующей профилактической прививкой против кори? а) 3 месяца б) 1 месяц в) 6 месяцев 11. Если у ребенка нет поствакцинального рубчика, то повторная вакцинация проводится: а) через 1 год после отрицательной реакции Манту в декретированные сроки б) через 2 года после отрицательной реакции Манту в) через 0,5 года после отрицательной реакции Манту 12. После иммунизации БЦЖ у ребенка возник келоидный рубец. Будет ли это противопоказанием к проведению ревакцинации против туберкулеза? а) да б) нет в) нет при использовании 0,5 дозы 13. Укажите срок проведения 2-й прививки против кори ребенку, вакцинированного позже установленного календарем срока, но в возрасте до 6 лет. а) в возрасте 6 лет б) в возрасте 7 лет в) в возрасте 13 лет 14. Выберите схему прививок для ребенка, прибывшего без сведений о прививках против полиомиелита: а) V1+V2+V3, R по календарю б) V1+V2+V3 + R1 через 6мес в) V1+V2+V3 + R1 через 3мес 15. Укажите минимальный интервал между третьей и четвертой прививками против полиомиелита, если интервалы между первыми тремя прививками были значительно удлинены.
а) до 3 месяцев б) до 6 месяцев в) до 12 месяцев 16. Является ли состояние беременности противопоказанием к иммунизации против краснухи? а) да б) нет 17. С какого возраста проводится иммунизация против клещевого энцефалита отечественными вакцинами? а) с 4 лет в) 3 месяца, г) 6 месяцев д) противопоказаний нет 34. Выберите группу указанных вакцин, в которой находятся только живые вакцины: а) БЖЦ, туляремийная, коревая, полиомиелитная оральная, паротитная, сибиреязвенная, краснушная, чумная, вакцина против желтой лихородки. б) БЖЦ, клещевая, туляремийная, коревая, полиомиелитная оральная, гриппозная, стобнячная, сибиреязвенная, брюшнотифозная, холерная. 35. Как проводится профилактическая прививка, если у ребенка обострилось течение хронического заболевания? а) Прививка проводится после окончания обострения, и после нормализации температуры и клинических показателей б) Прививку провести через 1 месяц после нормализации температуры в) Прививку проводят через 2 недели после окончания обострения г) Прививку в этих случаях можно проводить по плану 36.
После введения иммуноглобулинов, сывороток развивается иммунитет: а) пассивный б) активный 37. Укажите интервал между введением иммуноглобулина и последующей плановой прививкой. а) 6 неделль б) 1 месяц в) 3 месяца 38. У ребенка, вакцинированного дважды (V1+V2) против дифтерии, коклюша и столбняка с момента последней прививки прошло более года (по медицинским показаниям). Ваши дальнейшие действия: а) начинать ревакцинировать (R1) б) начать вакцинацию снова (V1) в) в кратчайшие сроки продолжить вакцинацию (V3) г) больше не прививать 39. Укажите интервал между вакцинацией и ревакцинацией ребенка АДС-М анатоксином: а) 6-9 месяцев б) 1 год в) 45 дней г) 1 год 2 месяца 40. Что такое основной иммунологический комплекс при иммунизации детей против дифтерии? а) V1 + V2 + V3 + R1 б) V1 + V2 + vV3 в) V1 +V2 + R1 + R2 г) V1 + V2 41. С каким интервалом проводится иммунизация взрослых по профилактике дифтерии и столбняка: а) 10 лет б) 6-7 лет в) 5 лет г) 3-5 лет 42. Показания для иммунизации детей вакциной АКДС: а) 3 мес – 3 г.
11 мес.29 дней, не болевшие коклюшем б) 3 мес – 6 г. 11 мес.29 дней, не болевшие коклюшем в) 3 мес – 4 г. 11 мес.29 дней, не болевшие коклюшем 43. Является ли ВИЧ-инфицирование ребенка противопоказанием к иммунизации его против эпидемического паротита? а) нет б) да 44. Размер папулы, указывающий на поствакцинальную реакцию: а) 7-9 и постепенно угасает б) 5мм. и постепенно нарастает в) более 10мм 45. Осложнения на прививку против кори: а) судороги; токсические реакции; сыпь б) повышение температуры до 38,5, гиперемия зева. 46. Показания к ревакцинации БЦЖ в декретированный возраст: а) отрицательная реакция Манту б) сомнительная реакция Манту в) папула 3-4мм г) папула 5-7мм 47. Выберите схему прививок для ребенка, не привитого против полиомиелита: а) V1+V2+V3, R через 6мес б) V1+V2+V3, R через 3мес в) V1+V2+V3 — R1 по возрасту 48. Является ли ВИЧ-инфицирование ребенка противопоказанием к иммунизации против краснухи? а) нет б) да 49. Каковы показания для иммунизации вакцинной против клещевого энцефалита.
Укажите наиболее правильный ответ: а) профилактика в эндемичных районах; иммунизация доноров б) профилактика в эндемичных районах; декретированных контингентов в) всем детям с 14 лет 50. Когда по календарю проводится четвертая вакцинация против вирусного гепатита В новорожденным, родившимся у матерей инфицированных гепатитом В?. а) в 12 месяцев совместно с коревой вакциной б) в 1,5 года совместно с полиомиелитной вакциной в) через 3 месяца после V3 51. Нужно ли прививать детей носителей антигена к вирусу гепатита В? а) нет необходимости б) в обязательном порядке в) только при объявлении карантина по гепатиту 52. Как вводится вакцина против вирусного гепатита В лицам со сниженной свертываемостью крови? а) подкожно б) внутримышечно в) внутрикожно 53. Дети из групп диспансерного наблюдения активно иммунизируются а) по общепринятому календарю обычными методами, б) по индивидуальному календарю щадящими методами, в) имеют абсолютный медотвод, г) имеют относительный медотвод 54. Паротитная вакцина содержит: а) живой вирус эпидемического паротита б) инактивированный вируса эпидемического паротита в) живой вакцинный штамм вируса эпидемического паротита г) инактивированный вакцинный штамм вируса эпидемического паротита д) поверхностные антигены вируса эпидемического паротита 55.
Антирабическая вакцина содержит: а) живой вирус бешенства б) инактивированный вирус бешенства в) живой вакцинный штамм вируса бешенства г) инактивированный вакцинный штамм вируса бешенства 56. Вакцинный штамм для получения антирабической вакцины выращивают: а) в бульоне б) на плотной питательной среде в) в культуре ткани 57. Противопоказанием к введению антирабической вакцины (лечебно- профилактический курс) являются: а) аллергия б) беременность в) пиелонефрит г) заболевание гидрофобией д) хронический панкреатит е) сердечно-сосудистые заболевания ж) лимфогранулематоз 58. При осмотре больного вирусным гепатитом А, госпитализированного в стационар, обнаружена незажившая рана бедра. Из анамнеза выяснено, что неделю назад был покусан неизвестной собакой. Укус со слов больного не был спровоцирован. Следует ли 77. Выберите верную схему иммунизации против ВГВ лиц высокого риска инфицирования ВГВ: а) 3 прививки с интервалом 1мес, 4-я прививка через 12мес после 1-й б) 3 прививки с интервалом 1мес, 4-я прививка через 5-6мес после V3 в) 3 прививки с интервалом 1мес, 1 месяц в двойной дозе 78.
Выберите верную схему экстренной профилактики клещевого энцефалита московской вакциной: а) 2 прививки с интервалом 2 месяца б) 2 прививки с интервалом 30-60 дней в) 1 прививка за 14 дней до выхода в очаг 79. Антирабическая вакцина содержит: а) живой вирус бешенства б) инактивированный вирус бешенства в) живой вакцинный штамм вируса бешенства г) инактивированный вакцинный штамм вируса бешенства 80. Вакцинный штамм для получения антирабической вакцины выращивают: а) в бульоне б) на плотной питательной среде в) в культуре ткани 81. Противопоказанием к введению антирабической вакцины (лечебно- профилактический курс) являются: а) аллергия б) беременность в) пиелонефрит г) заболевание гидрофобией д) хронический панкреатит е) сердечно-сосудистые заболевания ж) лимфогранулематоз 82. Профилактические прививки детям, страдающим хроническим гломерулонефритом: а) противопоказаны, б) проводятся по индивидуальному календарю, в) проводятся по традиционному календарю 83. Для детей из группы диспансерного наблюдения имеют место следующие особенности активной иммунизации а) по общепринятому календарю, обычным методом, б) по индивидуальному календарю, щадящим методом, в) медотвод абсолютный, г) метотвод относительный 84.
Живыми вакцинами являются: а) БЦЖ, б) лактобактерин, в) вакцина гепатита В рекомбинантная 85. Укажите оптимальную температуру хранения вакцин полиомиелитной, паротитной. а) от +2 до +6 градусов б) от 0 до -5 градусов в) от 0 до +2 градусов г) ниже 0 градусов 86. Каков допустимый интервал между различными прививками. а) 1 месяц б) 2 месяца в) 1,5 месяца г) 6 месяцев 87. Сколько дней наблюдается патронажной сестрой ребенок, привитый против кори? а) на 5-6 или 10-11 дни б) в первые три дня в) на 28 день г) не наблюдается 88. Сильная реакция на прививку это: а) t 38,5 более двух дней б) t 38,5 гиперемия в месте инъекции 2 – 5 см в) t 40 и выше, гиперемия в месте инъекции 8 см и выше. 89. При нетяжелых ОРВИ, острых кишечных заболеваниях прививки проводятся: а) сразу после нормализации температуры б) через 2 недели после заболевания в) через 4 недели после заболевания 90. Как прививать серонегативных к дифтерии и столбняку детей (до16 лет), имеющих документального подтверждения о проведенных прививках? а) однократно АДС-М анатоксин 0,5 мл с последующим РПГА б) двухкратно АДС-М анатоксин с интервалом в 45 дней 0,5 мл.
в) однократно АДС-М анатоксин по 0,5 мл г) не прививать 91. Проводится ли иммунизация против паротита во время карантина по паротиту? а) проводится непривитым лицам, контактировавшим с больными, не позднее 72 часов от момента контакта б) не проводится в) проводится непривитым г) только неконтактировавшим лицам 92. Как прививать ребенка без документального подтверждения о сделанных прививках, давшего отрицательный результат в РПГА с дифтерийным диагностикумом и положительный со столбняком? а) сделать однократно АД-М б) сделать двухкратно АД-М в) сделать двухкратно АДС-М г) сделать однократно АДС-М 93. Ребенок получил VI АДС, через 3 мес. V2 АДС-М. Продолжить схему иммунизации: а) V3 АДМ-М через 1 мес. б) R1 АДС-М через 9-12 мес. в) R1 АДС-М через 12-18 мес. 94. Укажите оптимальную температуру хранения вакцины против ВГВ. а) от +2 до +8 градусов б) от 0 до -5 градусов в) от 0 до +2 градусов г) ниже 0 градусов 95. Укажите противопоказания на введение ЖКВ: а) иммунодефицитные состояния, тяжелые формы аллергических реакций на перепелиные яйца, аминогликозиды б) инфицирование ВИЧ в) лицам, не проверенным на пробу Манту г) нет противопоказаний 96.
Укажите максимальный интервал между постановкой пробы Манту и прививкой БЦЖ: а) не более 2 недель б) не более 2 месяцев в) не более 72 часов г) не более 45 дней 97. Допускается ли проведение туберкулинодиагностики в коллективах, где имеется карантин по детским инфекциям? а) нет б) да в) допускается выборочным контингентам 98. Является ли противопоказанием к вакцинации БЦЖ вес ребенка менее 2кг? а) да б) нет в) является ложным противопоказанием 99. Укажите способ применения краснушной вакцины? а) 0,5 мл однократно подкожно или внутримышечно в область плеча б) 0,5 мл однократно внутримышечно в ягодичную мышцу в) 1,0 мл внутримышечно 100. На какие месяцы необходимо планировать В2 и последующие ревакцинации против клещевого энцефалита: а) март-апрель б) январь-февраль в) май-июнь 101. Через сколько времени после начала иммунизации ставится V3 против вирусного гепатита В при обычной схеме иммунизации: а) через 6 месяцев после начала вакцинации а) нет б) да 119. Реакцию Манту можно проводить: а) в один день с прививками кори, паротита, краснухи б) через 2 недели после проведения прививок против кори, паротита, краснухи в) в строго выделенный день недели, в отдельном кабинете 120.
Как привить ребенка, прибывшего без сведений о прививках против полиомиелита? а) трехкратно иммунизировать б) ревакцинировать в соответствии с возрастом г) однократно иммунизировать 121. После закапывания в рот полиомиелитной вакцины ребенок обильно срыгнул. Ваши дальнейшие действия: а) дать вторую дозу б) сделать мед. отвод от прививки на 2 недели, а затем повторить в) повторить прививку через месяц 122. После проведения иммунодепрессантов и лучевой терапии прививку против краснухи проводят: а) через 12 месяцев после окончания лечения б) через 3-6 месяцев после окончания лечения в) вообще не иммунизирует 123. Укажите интервал между R1 и последующими ревакцинациями против клещевого энцефалита: а) 3 года б) 6 лет в) 2 года 124. Как проводится вакцинация против вирусного гепатита В детей, регулярно получающих кровь и ее препараты, находящиеся на гемодиализе? а) четырехкратно в двойной дозе б) трехкратно в двойной дозе в) не проводится г) четырехкратно в одинарной дозе 125. Является ли беременность противопоказанием к проведению иммунизации против клещевого энцефалита? а) да б) нет 126.
Можно ли хранить полиомиелитную вакцину в морозильной камере? а) нет б) да 127. Какие прививки не разрешается совмещать? а) против полиомиелита, дифтерии, туберкулеза б) против кори, паротита, краснухи и гепатита В в) против полиомиелита, дифтерии, вирусного гепатита В 128. Укажите оптимальную температуру хранения вакцины против вирусного гепатита В. а) от +2 до +8 градусов С б) от 0 до +4 градусов С в) от -4 до +2 градусов С 129. Укажите минимальный интервал между дозами первичной серии АКДС и полиомиелита: а) 4 недели б) 6 недель в) 8 недель 130.Какую часть тела следует выбрать для внутримышечного введения вакцины против гепатита а) передненаружная область бедра или дельтовидная мышца б) верхний наружный квандрант ягодичной мышцы в) лопатка 131. Укажите вид прививки и вид препарата для иммунизации ребенка с реакцией на V2 АКДС: а) RT1 АДС-М через 9-12 мес б) V3 АКДС через год в) постоянный медотвод г) R1 АДС 132. Можно ли проводить иммунизацию против эпидемического паротита в период подъема заболеваемости серозными менингитами энтеровирусной этиологии: а) Нет б) Да 133.
К характерным осложнениям после введения АКДС относятся: а) пронзительный крик, судороги б) некроз мягких тканей в) повышение температуры до 38 градусов г) осложнений на введение АКДС нет 134. Указать интервал между ревакцинацией против дифтерии в детском возрасте: а) 5 лет б) 4 года в) 3 года г) 7 лет 135. Кому разрешается водить иммуноглобулин для экстренной профилактики кори? а) контактным, имеющим противопоказание к прививке и, детям не достигшим прививочного возраста. б) контактным, имеющим противопоказание к прививке и всем не имеющим сведений о предыдущих прививках. в) детям, имеющим длительные медотводы вследствие болезней 136. Укажите интервал между прививкой и последующей реакцией Манту: а) 4 недели б) 2 месяца в) 2 недели 137. Укажите интервалы в вакцинальном комплексе между прививками против полиомиелита: а) 30 дней б) 60 дней в) 45 дней г) 2 недели 138. Как поступить, если ребенок прибыл без сведений о прививках против полиомиелита? а) начать прививать б) сделать запрос в) не прививать 139.
Выберите схему прививок для ребенка 10 лет, не имеющего сведений о прививках против полиомиелита: а) 10 лет — V1+V2+V3 R 14 лет б) 10 лет – V1+V2+V3, 10 лет 6мес – R1, 14 лет – R2 в) 10 лет – V1, 10 лет 5мес – R1, 14 лет – R2 г) 10 лет – R1, 14 лет – R1 140. Укажите противопоказания к иммунизации против краснухи: а) беременность, иммунодефицитные состояния, злокачественные заболевания крови и новообразования. б) кормление грудью в) инфицированным ВИЧ г) нет противопоказаний 141. Экстренная профилактика клещевого энцефалита томской вакциной состоит из: а) двух прививок с интервалом 30-60 суток б) одной прививки за 14 суток до выхода в очаг в) трех прививок с интервалом 30 суток 142. Укажите способ введения клещевой вакцины а) подкожно б) внутримышечно в) орально г) внутрикожно 143. В какой участок тела рекомендуется вводить гепатитную вакцину старшим детям? а) в дельтовидную мышцу плеча б) в переднебоковую поверхность бедра в) в ягодицу 144. Для детей из группы диспансерного наблюдения имеют место следующие особенности активной иммунизации: в) через 1 месяц 162.
Продолжается ли схема прививок, если пропущена одна из ежегодных ревакцинаций против клещевого энцефалита? а) да б) нет 163. Проведение профилактических прививок детям с холециститом, холецистохолангитом после обострения показано не ранее, чем через а) 1 мес. б) 3 мес. в) 6 мес. г) 9 мес. д) 1 год е) не проводятся 164. Источником инфекции при сальмонеллезе является а) только человек /больной или бактерионоситель/, б) только домашние животные 165. Дети из групп диспансерного наблюдения активно иммунизируются а) по общепринятому календарю обычными методами, б) по индивидуальному календарю щадящими методами, в) имеют абсолютный медотвод, г) имеют относительный медотвод 166. Вакцина БЦЖ не является: а) высокоэффективной, б) безвредной, в) специфичной, г) аллергенной, д) иммуногенной. 167. Укажите температуру хранения гриппозной вакцины: а) от +4 до +8 градусов б) от 0 до +2 градусов в) от 0 до — 4 градусов г) от +4 до +10 градусов 168. Можно ли вакцинировать детей с экземой в стадии ремиссии? а) Можно б) Нельзя в) По усмотрению лечащего врача 169.
Можно ли хранить вакцины на дверке холодильника: а) Нет б) Да 170. В какой участок тела проводится подкожное введение вакцин: а) подлопаточная область б) передненаружная область бедра в) верхний наружный квадрант ягодичной мышцы 171. Каким препаратом запланировать R1, если ребенку 3 года 11 мес 29 дн. И больше: а) АДС-М б) АКДС в) АД-М г) АДС 172. В период между ревакацинациями против дифтерии ребенок в связи с травмой получил адсорбированный столбнячный анатоксин. Каким препаратом иммунизировать ребенка в срок плановой ревакцинации? а) АД-М б) АДС-М через 1 год после внедрения столбнячного анатоксина в) АДС-М через 6-7 лет после введения столбнячного анатоксина г) сделать медотвод на 6 месяцев 173. Укажите интервал между первой и второй ревакцинацией против дифтерии у детей с нарушенной схемой иммунизации: а) не менее 4 лет б) не менее 3 лет в) не менее 5 лет 174. Укажите интервал проведения 2-й прививки против паротита ребенку, вакцинированного в 6 лет и позже: а) с интервалом не менее 6 мес б) с интервалом не менее 12 мес в) с интервалом не менее 1,5 лет 175.
После проведения супрессивной терапии прививку против эпидемического паротита проводят: а) через 3-6 месяцев б) через 12 месяцев в) вообще не проводят 176. Показания для вакцинации против кори: а) дети 12 мес., не болевшие корью б) дети 18 мес., не болевшие корью в) дети 3 мес., не болевшие корью г) дети в 6-7 лет перед поступлением в школу, не болевшие корью 177. Укажите показания к консультации фтизиатра: а) вираж туберкулиновой реакции; увеличение инфильтрата на 6 мм и более; б) угасающая реакция Манту; увеличение инфильтрата до 5 мм в) при наличии уколочной реакции 178. В каком возрасте проводятся ревакцинации против полиомиелита? а) 18мес, 20мес, 14 лет б) 4-5 и 6-7 лет в) 18мес, 24мес, 6 лет, 14 лет 179.Укажите какой минимальный срок иммунизации против полиомиелита пациента, выезжающего в эндемичные районы: а) не менее 4 недель до выезда б) не менее 45 дней до выезда г) не менее 2 месяцев до выезда 180. Выберите схему прививок для ребенка, прибывшего без сведений о прививках против полиомиелита: а) V1+V2+V3, R по календарю б) V1+V2+V3 + R1 через 6мес в) V1+V2+V3 + R1 через 3мес 181.
Укажите срок хранения растворенной краснушной вакцины в многодозной упаковке при температуре 2-8 градусов: а) не более 8 часов б) не более 24 часов в) не подлежит хранению 182. В каком порядке проводится иммунизация новорожденных, родившихся у матерей инфицированных гепатитом В? а) в первые 12 часов жизни – гепатитная вакцина, 4-7 день — БЦЖ б) 4-7 день – БЦЖ, через 2 месяца – гепатитная вакцина в) 4-7 день – БЦЖ, в 1 месяц начать вакцинацию против гепатита 183. До какого возраста проводится иммунизация клещевой вакциной? а) без ограничения возраста б) до 35 лет в) до 45 лет 184. Можно ли использовать вакцину против гепатита В для постэкспозиционной профилактики медицинских работников (после контакта с кровью или выделениями носителей Hbs Ag)? а) можно по схеме – 0,1,2,6. б) можно по схеме – 0,1,6. в) нельзя 103. А 104. В 105. В 106. Б 107. В 108. А 109. А 110. А 111. А 112. А 113. А 114. А 115. А 116. А 117. А 118. Б 119. В 120. А 121. А 122. А 123. А 124. А 125. А 126. А 127. А 128. А 129.
А 130. А 131. А 132. А 133. А 134. Г 135. А 136. А 137. В 138. В 139. А 140. А 141. А 142. А 143. Б 144. Б 145. А 146. А 147. А 148. А 149. А 150. А 151. А 152. А 153. А 154. А 155. А 156. А 157. А 158. А 159. А 160. А 161. А 162. А 163. В 164. А 165. Б 166. Б 167. А 168. А 169. А 170. А 171. А 172. А 173. В 174. А 175. А 176. А 177. А 178. А 179. А 180. А 181. А 182. А 183. А 184. А
Ликвидация полиомиелита: последнее вливание денег? | Вакцины и иммунизация
Сегодня Всемирный день полиомиелита, и многие ратуют за важность искоренения полиомиелита, напоминая нам, насколько мы близки к финальной стадии (осталось пройти всего 3 страны: Афганистан, Нигерия и Пакистан) и что нам нужны денежные вливания, чтобы толкать нас через последнюю милю.
Вакцины — это мощные инструменты, и неудивительно, что они вызывают образы искоренения, особенно после успеха в борьбе с оспой чуть более 30 лет назад. По оценкам, одни только США экономят весь свой вклад в программу ликвидации оспы каждые 26 дней, потому что им больше не нужно вакцинировать или лечить эту болезнь. Тем не менее, даже имея такой полезный инструмент и такую знаменитую историю, мы не можем избежать необходимости делать трудный выбор в отношении того, как лучше всего использовать вакцины в будущем.
Полиомиелит не похож на оспу. У людей, зараженных оспой, появлялась характерная сыпь на коже. Как только возник случай оспы, вы могли бы огородить и провести интенсивную вакцинацию в этом месте. Полиовирус более незаметен. Менее 1% инфицированных проявляют симптомы, многие из которых легко не заметить (например, лихорадка и усталость). Отличительные симптомы, такие как паралич, проявляются дольше. Это означает, что метод «оградить и вакцинировать» не работает с полиомиелитом так же хорошо, как с оспой, поэтому вам нужно заранее вакцинировать гораздо больше людей. Причем там, где для защиты от оспы было достаточно одной дозы, для защиты от полиомиелита необходимо 3 или 4 дозы (даже больше, если человек голоден и болен). Кроме того, вакцина против полиомиелита не выдерживает жары, поэтому гораздо проще заставить людей приблизиться к так называемой холодовой цепи поставок в холодильник, чем бесстрашным вакцинаторам отправиться в сельские просторы.
Важным следствием этих различий является то, что отношение к вакцинации имеет еще большее значение, если мы хотим охватить достаточное количество людей для ликвидации полиомиелита. Мне кажется, что вопрос об отношении к вакцинации сильно недооценен. Там, где отношения признаются, их часто неправильно понимают и относят к проблемам более низкого порядка по сравнению с необходимостью обеспечения денежных вливаний или необходимостью совершенствования оперативной логистики.
В своем рвении к искоренению некоторые могут поддаться искушению думать, что вознаграждение за искоренение будет настолько самоочевидным, что не имеет значения, хотят ли люди быть вакцинированными или нет, до тех пор, пока нам удается каким-то образом привить их . Но есть разница между культивированием активного спроса на вакцины и принуждением пассивных реципиентов, которые просто соглашаются на вакцинацию (решая не пытаться плыть против течения власти). Безземельные крестьяне и молодые матери, скорее всего, подчинятся, если элита установит правила, и мы можем использовать такое социальное неравенство (например, нападая на религиозных священнослужителей и деревенских старейшин), чтобы обеспечить соблюдение. Менее известная особенность программы ВОЗ по искоренению оспы заключается в том, что запугивание и применение силы не были чем-то необычным, даже на последней миле. В прошлый раз это сработало, так почему бы не повторить подход и просто преодолеть любое сопротивление?
В большом обзоре литературы об отношении к вакцинации, который я провел вместе с Софи Кастл-Кларк и другими (он рассматривается для публикации здесь), мы обнаружили, что нерешительность в отношении вакцинации — в отличие от простого отказа от вакцинации — гораздо более распространена, чем принято считать. Нерешительность не ограничивается только группами противников вакцинации. Даже те, кто вакцинирован, могут сомневаться в некоторых аспектах вакцинации. Сосредоточение внимания только на показателях охвата вакцинацией и игнорирование основополагающих установок, вероятно, приведет к недооценке проблемы поддержания охвата вакцинацией в будущем (крайне важно для вакцинации против полиомиелита).
Сложная инфраструктура систем наблюдения за болезнями (которая отчасти является важным побочным продуктом усилий по искоренению) мало что дает нам в информации об отношении и о том, сколько на самом деле убеждений. Показатели иммунизации и охват просто мало что говорят о том, удовлетворяет ли вакцинация спрос внутри сообщества или вакцины навязываются социально слабым. Они просто говорят нам, кто не соответствует требованиям и где. Они лишь порождают программу исследований, направленную на выявление поведенческих характеристик лиц, которые, вероятно, откажутся от вакцинации и где. С этой точки зрения единственным ответом политики является борьба с дезинформацией и противниками вакцинации. Это довольно ограниченный взгляд; это ограничивает нас от изучения характеристик сообщества и рассмотрения альтернативных способов участия.
Нерешительность коренится в повсеместно распространенном недоверии к учреждениям, занимающимся разработкой и поставкой вакцин. В Нигерии многие недоумевают, почему для борьбы с полиомиелитом выделяются непропорциональные ресурсы, когда так много других легко поддающихся лечению/предотвратимых болезней остаются без внимания. В Индии опасаются, что нет возможности обратиться за помощью к тем, кто подозревает побочные реакции, связанные с вакциной; тех, кто убежден, что они пострадали неблагоприятно, не встречают с оценкой, диалогом и заверениями, а вместо этого оставляют в изгнании, чтобы присоединиться к мельнице слухов, жадным до СМИ и сутяжникам.
Часто в игру вступают более широкие течения, некоторые из которых чрезвычайно упрямы (например, постколониальное наследие в Северной Нигерии), а некоторые демонстрируют бессердечное пренебрежение ролью доверия в здравоохранении (в погоне за Усамой бен Ладеном, жизненно важным разведданные были собраны в его резиденции в Пакистане информатором, выдававшим себя за вакцинатора). Такие действия не только наносят ущерб доверию, они также способствуют ощущению в этих странах того, что международные интересы преобладают над внутренними интересами. Действительно, во многих отношениях министерства здравоохранения все больше подчиняются глобальным агентствам и глобальным программам здравоохранения (к которым лишь немногие имеют доступ и влияние). Глобальные перспективы оправдываются напоминанием о том, что патогены не признают национальных границ, но отношение к вакцинации часто формируется историческими, социальными и культурными контекстами, которые требуют более локализованных проявлений власти.
Итак, в этом контексте, делаем ли мы последний «глобальный и агрессивный» толчок вакцинации против полиомиелита и достигаем этих цифр охвата, чтобы искоренить? Даже среди населения, которое, возможно, еще не требует вакцинации и не доверяет учреждениям по вакцинации? Ответ зависит от того, насколько мы ценим необходимость поддерживать спрос на (а) инновации в области вакцин, (б) вакцинацию против других болезней и (в) оказание медицинской помощи в целом. Ведь после полиомиелита сохранится необходимость вакцинации против других болезней, необходимость разработки новых и обновленных вакцин (например, безыгольных вакцин, термостабильных вакцин, вакцин против множественных штаммов и болезней, однодозовых вакцин, мониторов вакцинных флаконов), и будут всегда будет необходимость решать другие проблемы со здоровьем через доверительные отношения.
Сосредоточение внимания на искоренении не должно пугать нас некоторыми пагубными последствиями последнего рывка (если мы решим сделать это агрессивно, а не убедительно). Для меня вопрос не в том, «можем ли мы искоренить полиомиелит?», а в том, «можем ли мы сделать это устойчиво?» Мы не должны уклоняться от попыток честно ответить на него с помощью новой исследовательской программы.
Охид Якуб является научным сотрудником SPRU Университета Сассекса, чья докторская диссертация посвящена инновациям в области вакцин.
Опыт ЮНИСЕФ в поддержке коммуникации при внедрении новой оральной полиомиелитной вакцины типа 2 (нОПВ2)
Дата публикации
11 октября 2021 г.
«Развертывание nOPV2 в контексте COVID потребует чрезвычайной поддержки в области коммуникации и социальной мобилизации».
За пределами двух стран, где дикий полиовирус остается эндемичным (Афганистан и Пакистан), основной угрозой для достижения ликвидации полиомиелита являются вспышки циркулирующего полиовируса вакцинного происхождения (цПВВП), особенно типа 2. Чтобы лучше бороться с существующей передачей цПВВП и предотвращать будущих вспышек, правительства и партнеры Глобальной инициативы по ликвидации полиомиелита (ГИЛП), включая Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), работают над внедрением новой оральной полиомиелитной вакцины типа 2 (nOPV2), которая с меньшей вероятностью вернется к нейровирулентности или создаст новые цПВВП, чем моновалентная ОПВ типа 2 (мОПВ2). В этом тематическом исследовании документированы усилия ЮНИСЕФ, связанные с коммуникацией в целях развития (C4D) для поддержки внедрения nOPV2. Он охватывает подготовку и руководство на глобальном уровне, стратегические коммуникации и обмен информацией о новой вакцине, а также обучение на уровне страны и поддержку на местах для внедрения вакцины. Кроме того, в документе представлен коммуникационный опыт ЮНИСЕФ в Нигерии, ЮНИСЕФ в Либерии и ЮНИСЕФ в Республике Конго при проведении их первых кампаний нОПВ2.
С января по март 2020 года ЮНИСЕФ начал подготовку к внедрению нОПВ2, проводя исследование восприятия новой вакцины против полиомиелита. Организация понимала, что новая вакцина может создать новые барьеры в восприятии людей, влияющие на то, примут ли они вакцинацию. Риск потенциальных барьеров может быть особенно вероятным в то время, когда сообщества во всем мире очень внимательно относятся к информации и дезинформации о вакцинах в целом из-за пандемии COVID-19 и одновременного появления COVID-19. вакцин во всем мире.
В частности, ЮНИСЕФ поддержал быструю качественную оценку восприятия и отношения к новой вакцине против полиомиелита в Республике Конго, Кении и Нигерии. В ходе дискуссий в фокус-группах и индивидуальных интервью исследователи узнали от лиц, осуществляющих уход, передовых работников (ППС), медицинских работников и влиятельных лиц (например, общественных лидеров, религиозных лидеров, журналистов) об их восприятии вакцины против полиомиелита в целом, их осведомленности и понимании цПВВП. , а также их ожидаемые вопросы и опасения по поводу новой вакцины. ЮНИСЕФ применил результаты исследования для разработки коммуникационных стратегий, контента и обмена сообщениями о нОПВ2, которые были разработаны с учетом проблем сообщества и основаны на надежных источниках информации.
ГИЛП разработала процесс и инструменты обеспечения готовности, чтобы помочь странам подготовиться к использованию нОПВ2 и выполнить требования готовности. Что касается адвокации, коммуникации и социальной мобилизации (ACSM), каждая страна, желающая использовать нОПВ2, должна была разработать и предоставить четыре документа региональным и глобальным группам по проверке: план адвокации, поведенческая стратегия, стратегия коммуникации в кризисных ситуациях и вакцина. план связанных событий (VRE). ЮНИСЕФ предоставил глобальное руководство и шаблоны для поддержки стран в разработке первых трех необходимых планов ACSM, в то время как Центры США по контролю и профилактике заболеваний (CDC) руководили разработкой плана VRE. В тематическом исследовании описывается поддержка, оказываемая ЮНИСЕФ каждому стратегическому документу.
Кроме того, ЮНИСЕФ заручился поддержкой McCann Global Health для разработки инструмента плана запуска, который поможет определить, как информировать аудиторию о nOPV2. Коммуникационные группы в странах, готовящихся к внедрению нОПВ2, могут использовать этот инструментарий и адаптировать руководство к своим местным условиям для разработки коммуникационных стратегий и материалов для конкретных стран, которые будут привлекать аудиторию и способствовать внедрению нОПВ2.
Работая с рабочей группой ГИЛП по нОПВ2, ЮНИСЕФ возглавил разработку учебного модуля для ППР по внедрению нОПВ2 [PDF] и разработал руководство для фасилитаторов, которое можно использовать во время обучения инструкторов. Руководство также способствовало наращиванию потенциала специалистов по вакцинации и социальной мобилизации и уделяло особое внимание навыкам межличностного общения (IPC) — например, необходимость в том, чтобы кампании пользовались личным доверием к мессенджеру/источнику информации и содержали сообщения, помогающие людям понять вспышки и ключевые сообщения. на COVID-19.
Примеры других видов поддержки ЮНИСЕФ включают:
- С июля по август 2020 года ЮНИСЕФ заручился поддержкой Matter Group и Common Thread для разработки и проведения серии виртуальных семинаров для взаимодействия со странами о том, как им следует концептуализировать свою поведенческую стратегию и позиционирование nOPV2 в их местном контексте.
- С октября 2020 г. по январь 2021 г. C4D и специалисты по коммуникациям в Региональном отделении ЮНИСЕФ для Западной и Центральной Африки (WCARO), Группа быстрого реагирования на полиомиелит (RRT) и Программа ликвидации полиомиелита в штаб-квартире ЮНИСЕФ развернуты в Либерии, Республике Конго и Сьерре.
Леоне для оказания практической технической поддержки. Например, в Либерии сотрудники штаб-квартиры ЮНИСЕФ поддержали разработку стратегического плана коммуникации и обеспечили готовность страны ко всем коммуникационным компонентам внедрения нОПВ2.
- Сотрудники штаб-квартиры ЮНИСЕФ и регионального офиса (РО) провели серию виртуальных многодневных тренингов на страновом уровне, чтобы подготовить страны к коммуникационным элементам внедрения нОПВ2. Эти тренинги охватывали такие темы, как процесс проверки нОПВ2, позиционирование нОПВ2 и ключевые сообщения, управление вакцинами, ПИИК, дезинформация и слухи.
- Эксперты штаб-квартиры ЮНИСЕФ по дезинформации организовали двухдневные онлайн-семинары по управлению дезинформацией в более чем 14 странах, и в каждой стране были созданы онлайн-панели мониторинга социальных сетей.
- Совместно с Глобальной коммуникационной группой ГИЛП (GCG) ЮНИСЕФ разработал шаблон для планирования кризисных коммуникаций и поддержал разработку GCG «Рекомендаций по освещению вспышек полиовируса», руководства для журналистов, пишущих о цПВВП и ликвидации полиомиелита, а также часто задаваемых вопросов по нОПВ2.
Вопросы (FAQ). В связи с этим группы ЮНИСЕФ по внешним коммуникациям и C4D работали над планированием материалов для СМИ и продуктов, чтобы сообщества получали своевременную и точную информацию для борьбы с дезинформацией и укрепления здорового и позитивного поведения. Внешние коммуникации рассмотрели все продукты общественных СМИ, которые влияют на матерей и отцов.
В части 2 тематического исследования рассматривается опыт трех стран по внедрению нОПВ2, включая: контекст/мероприятия, основные достижения, проблемы и задачи, вмешательства и решения, результаты и извлеченные уроки. Например, в случае ЮНИСЕФ в Республике Конго раунд 1 (R1) первой кампании нОПВ2 проходил с 27 по 29 мая 2021 г., через два месяца после начала кампаний вакцинации против COVID-19 в стране; R2 проходил 20–22 августа 2021 года. Новой инициативой стало привлечение профессиональных ассоциаций к информационно-пропагандистским встречам в поддержку внедрения вакцины перед кампанией. В результате представители Конголезского педиатрического общества и Альянса частного сектора здравоохранения Конго рассказали СМИ о ответных мерах и важности вакцинации против полиомиелита. ЮНИСЕФ и партнеры информировали местные средства массовой информации о кампании в режиме онлайн и организовывали семинары и брифинги, в ходе которых они предоставили средствам массовой информации подборку материалов для прессы, содержащую политические идеи кампании. В феврале 2021 года был создан национальный комитет по управлению дезинформацией для отслеживания слухов в сети и за ее пределами в сообществе. ЮНИСЕФ также привлек и обучил молодых блоггеров, которые проводили онлайн-мониторинг и предоставляли достоверную информацию. Команды работали с лидерами и влиятельными лицами в областях, где были зарегистрированы отказы и нежелание из-за дезинформации. Для борьбы с дезинформацией ЮНИСЕФ привлек супервайзеров к картированию отказов и управлению ими. Участие политических и традиционных лидеров было эффективным в некоторых областях, и они принимали участие в рассмотрении отказов. Были организованы встречи с традиционными лидерами, чтобы дать им рекомендации. Когда ППП регистрировали отказ в сообществе, к традиционным лидерам обращались и напоминали о руководящих принципах, чтобы они могли поддержать родителей в согласии на вакцинацию.
Несмотря на эти усилия, во время R1 возникли проблемы с действиями кампании, отчасти из-за действий COVID-19. Например, одни и те же руководители районов здравоохранения и ПТР (в том числе социальные мобилизаторы, традиционные и религиозные лидеры), участвовавшие в информировании населения о вакцине против COVID-19, участвовали в доведении до населения информации о вакцине против полиомиелита, что вызвало недоумение в сообществе и создало трудности с точки зрения нерешительности и отказа от вакцин. По разным причинам отведенное время для общения и информирования сообщества было недостаточным. Проанализировав результаты R1, ЮНИСЕФ в Конго разработал план по решению проблем отказа от вакцин и низкой осведомленности о кампаниях. Например, на уровне сообщества группы, обозначенные как отказники в R1, участвовали в общественном диалоге во многих частях страны. В планы также входило более активное участие лидеров и влиятельных лиц — например, путем картирования лидеров и влиятельных лиц и работы со знаменитостями (например, художниками, музыкантами, комиками), чтобы привлечь больше внимания к кампании против полиомиелита. Участие сообщества произошло задолго до R2. Караваны (бортовой грузовик или тягач с музыкантами на борту, а также люди с мегафонами для мобилизации людей и другие, идущие сзади с транспарантами) использовались для интенсификации массовой коммуникации. Адвокация с религиозными лидерами закрепила их приверженность поддержке полиомиелита и иммунизации в целом и рассмотрению отказов по религиозным мотивам. Чтобы усилить этот процесс, программа определила блоггеров, молодых волонтеров, знаменитостей и других влиятельных лиц, занимающихся цифровой мобилизацией, для информирования и просвещения сообщества, а также для отслеживания слухов и управления ими. Также перед кампанией в рамках программы проводились общественные диалоги с привлечением лидеров сообществ.
Размышляя об опыте этих стран, ЮНИСЕФ утверждает, что «Хотя качество кампании в каждой из них могло бы быть лучше, можно отметить постепенное улучшение качества кампании и коммуникационных усилий между R1 и R2 в каждой стране.