Прививка от дцп: «В полгода нам поставили укол, и началось»: мама ребенка с ДЦП винит прививки в страшном диагнозе

Содержание

18-летний омич с ДЦП мечтает стать актером дубляжа, октябрь 2022 года | НГС55

Недавно Рома Павлов отпраздновал день рождения

Поделиться

Обычный день. Мама Наталья поднимает Рому с инвалидной коляски. Она становится перед сыном, крепко обнимает его и делает медленный шаг назад. Юноша, чувствуя в маме опору, с ее помощью ступает вперед — навстречу. Шаг за шагом. Его ноги не слушаются: расходятся по сторонам и выворачиваются. Но Наталья их корректирует. Так мама и сын ходят по квартире пару десятков минут. Так Рома работает над навыком ходьбы.

Они проходят мимо стены с серебряными буквами, что складываются в надпись: «С днем рождения!». 23 октября Роме исполнилось 18 лет. С первых месяцев жизни юноша борется с детским церебральным параличом. И его главным союзником в этой борьбе стала мама. Корреспондент NGS55.RU Вячеслав Кумпан и фотограф Елена Латыпова побывали у них в гостях.

Наталья признается, что в ожидании корреспондентов сын сильно волновался. Волнительно ему и сейчас. Рома немногословен, но при этом очень весел. Рассказ мамы юноша дополняет краткими репликами и периодически смеется: например, когда Наталья вспоминает учительницу, которая к парню была очень требовательна. Обучается он, кстати, на дому. Отвечать на вопросы журналистов Роме непривычно, но делает он это громко и четко.

— Ром, а чем вообще увлекаешься, помимо учебы?

— Чем я увлекаюсь? Политикой, — улыбается парень. — Это в первую очередь.

Он с интересом наблюдает за происходящим в России и мире, смотрит видеоролики политических блогеров на Youtube и отслеживает курс доллара и евро. Но, разумеется, политикой интересы 18-летнего юноши не ограничиваются.

Юноша признался, что хотел бы завести собаку, но пока ему приходится довольствоваться только котом

Поделиться

— Иногда играю в игры. Еще смотрю кино и сериалы: в последнее время ужастики, но обычно фантастику. Не так давно посмотрел сериал «Остаться в живых». Все шесть сезонов.

Еще Рома любит рок из девяностых. Он уважает такие музыкальные группы, как «Наутилус Помпилиус» и «Ляпис Трубецкой».

Но главная страсть юноши — озвучка и всё, что с ней связано. Рома легко вам расскажет, кто в фильмах озвучивает Бреда Питта и Леонардо ДиКаприо, объяснит, какие ошибки допускают начинающие актеры дубляжа и, если нужно, даст пару советов, как улучшать свою речь.

— Я не знаю, почему заинтересовался. Просто стало любопытно. Начал смотреть Youtube-канал Дмитрия Череватенко (актера дубляжа. — Прим. ред.), — отвечает Рома.

У Натальи два сына, и оба — школьники, поэтому учебную программу она знает не хуже своих детей

Поделиться

С детства у парня плохое зрение

Поделиться

— А есть любимые актеры дубляжа?

— Не могу выделить один голос. Мне нравятся все. Есть Александр Гаврилин, Всеволод Кузнецов, Никита Прозоровский, Вадим Андреев, который озвучивал осла из «Шрека», Елена Шульман. Татьяна Шитова. Она озвучила «Алису» в «Яндексе».

— А какая у тебя главная мечта?

— Главная мечта, помимо того, чтобы научиться ходить, в дубляже развиваться, — говорит Рома.

Юноша даже списывался с актерами дубляжа, чтобы задать им профессиональные вопросы

Поделиться

История Ромы началась в Казахстане, где вся семья жила до 2015 года. Он появился на свет раньше положенного срока. Врачи роддома города Кокшетау были довольны хорошим весом новорожденного — казалось, что с мальчиком всё в порядке. Однако не прошло и часа, как медики выяснили, что легкие ребенка не раскрылись. Всё это время Рома задыхался. Посиневшего младенца срочно отправили в реанимацию, где он в итоге пробыл девять дней. Затем ребенка перевели в отделение патологии новорожденных. Лишь спустя месяц мальчика выписали из роддома.

Наталья развелась с первым мужем в 2008 году. Через три года она встретила другого мужчину

Поделиться

Дома Рома мог держать голову и вообще выглядел здоровым. Но когда ему исполнилось два месяца, ситуация начала ухудшаться. Изменения возникли после прививки АКДС (вакцина для профилактики коклюша, дифтерии и столбняка у детей), которую ребенку сделали вместо положенного медотвода.

— Он не сидел и был весь напряженный, как струна. Руки держал в кулачках. Вирусные инфекции цеплял легко: болел бронхитом, пневмонией. Я до конца не знаю, в чем причина. Может, это из-за гипоксии (недостатка кислорода. — Прим. ред.) после недоношенности. А может, если бы не прививка, всё было бы намного лучше, — рассказывает мама Ромы.

Официально диагноз ДЦП Рома получил в девять месяцев. С тех пор его жизнь, как и жизнь Натальи, превратилась в бесконечную череду поездок по реабилитационным центрам. Там ребенок проходил различные процедуры, среди которых иглоукалывание, электрофорез, парафинотерапия, массажи, комплекс ЛФК и многие другие.

Рома неравнодушен к фильмам, сериалам и музыке

Поделиться

В отличие от физических способностей, с интеллектом у Ромы всегда был полный порядок. Заговорил мальчик рано. Помогли ему и частушки, что пели бабушка с дедушкой, и песенки из мультиков в исполнении мамы, и детские писатели, к которым он тяготел с ранних лет. Ходил Рома в специализированный детсад, а затем, когда пришла школьная пора, начал обучаться на дому. Сейчас он, уже повзрослевший юноша, — в одиннадцатом классе. Из любимых предметов Ромы — литература, история и география. Чистый гуманитарий.

— У него очень много книжек было в детстве. На них он и вырос. Много стихов знал наизусть, писателей. Несмотря на то, что Рома ограничен в социуме, так как бывает там редко, он всегда был любознательным и понимающим, — продолжает его мама.

Долгое время Наталья занималась бизнесом, связанным с продажей женского белья. В 2013 году она закрыла его и полностью посвятила себя сыну

Поделиться

У Ромы есть родной брат Богдан, который младше его на два года. Богдан с детства помогает Роме и поддерживает его во всем. К тому же, сам по себе он парень крепкий, и это Наталью много раз выручало.

При этом Рома становится взрослее, а значит, тяжелее. Катить коляску женщине, несмотря на привычку, всё сложнее. Однажды в «Меге» они взяли напрокат электроколяску. Рома прокатился на ней, и с тех пор у него появилась еще одна мечта. Электроколяской юноша может управлять самостоятельно, без помощи мамы. Более того, она складывается в чемодан, что очень удобно в поездках. Поэтому на сайте благотворительного центра «Радуга» уже открыли денежный сбор, чтобы исполнить мечту Ромы Павлова.

Рома мечтает о коляске, которой сможет управлять сам

Поделиться

Рома становится у стены и показывает нам еще одно упражнение, которое выполняет практически каждый день. Держась за опору, он выпрямляет спину. Так укрепляются мышцы ног и туловища.

И если раньше юноша мог провести в таком положении минут десять от силы, то сейчас способен простоять так около часа. Маме Наталье не один раз приходилось слышать о том, что у сына «ничего не получится» и «развития у него не будет», но он своими стараниями несколько раз уже доказывал обратное.

— Мотивация нужна любому человеку, — говорит он.

Спину нужно держать прямо

Поделиться

Наталья уверяет: нужно дальше верить в лучшее и стремиться к новым достижениям. Она также старается мотивировать других родителей — тех, кто отчаялся и нуждается в поддержке. И в этом смысле Рома с мамой солидарен.

— Каждый человек индивидуален, у каждого свои возможности. И вообще такие чудеса бывают в жизни. Жить и грустить что ли? Мы уже приняли ситуацию. Когда-то у меня были переживания из-за того, что вот так вот… с ребенком. Но это просто был стресс, уныния не было никогда, — говорит Наталья.

— Всё ерунда. Всю жизнь грустить из-за этого? Ну, нет, — поддерживает ее Рома.

— Не стоит, да? Всё у нас в порядке.

Наталья и Рома верят, что новые успехи не за горами

Поделиться

Рекомендации по лечебному уходу за детьми с ДЦП в домашних условиях

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛЕЧЕБНОМУ УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Лечение детей с церебральными параличами продолжается много лет и не ограничивается пребыванием ребенка в стационаре, санатории или приемом отдельных процедур в поликлинике. Повседневная организация жизни больного ребенка способствует правильному развитию его движений, психики и речи. Первыми помощниками врача в организации лечебного ухода в домашних условиях являются родители. Врач должен объяснить им, в результате чего возникла патология, как проводить занятия с ребенком и почему важна активная терапия в раннем возрасте, когда нервная система обладает большими компенсаторными возможностями и еще не выработался и не закрепился патологический двигательный стереотип, который трудно преодолеть.

Родители должны знать, насколько важен тесный контакт с ребенком, начиная с рождения. В процессе повседневного ухода создастся положительный эмоциональный комплекс на лицо, голос, прикосновение матери, ребенок чувствует безопасность, комфорт. Общение с матерью способствует его психическому развитию, приобретению опыта, познанию окружающего. При недостаточном контакте со взрослыми ребенок становится апатичным, снижается мотивация, появляются стереотипные движения, формируется вторичная задержка психического развития. При общении с другими детьми и взрослыми он приобретает жизненный опыт, учится подражать, устанавливать социальные контакты. Родителям следует объяснить, что наряду с постоянной заботой о ребенке нужно максимально развивать в нем самостоятельность, необходимую для социальной адаптации в зрелом возрасте. Родители не должны изолироваться от друзей, родственников, соседей, которые охотно помогут в уходе за ребенком и сделают их жизнь более полноценной. Мать, находящаяся после рождения ребенка в течение 1,5—2 лет дома, может оказать существенную помощь в проведении терапевтических мероприятий. С этой целью ее необходимо обучить методам лечебного ухода и тренировки двигательных, психических и речевых навыков, доступным в домашних условиях.

Как одеть ребенка. Одежда для детей с церебральными параличами должна быть простой, свободной, не вызывающей дополнительных затруднений при одевании. Одевать ребенка, особенно раннего возраста, удобнее всего в положении на животе на коленях у матери, при котором максимально выражена флексия конечностей. Если ребенка одевают в положении на спине, голову и плечи следует приподнять, положив под них жесткую подушку, что создает условия для выведения рук вперед и сгибания бедер. При выраженном экстензориом тонусе ребенка можно одевать в положении на боку; при этом уменьшается приведение бедер, облегчается сгибание стоп и одевание штанишек, обуви. Лежа на боку, ребенок видит, что с ним происходит, действия взрослых стимулируют его к самостоятельной активности. В более старшем возрасте желательно одевать ребенка в положении сидя перед зеркалом, чтобы он мог наблюдать за этим процессом. Мать при этом называет части тела, предметы одежды и производимые действия. Если ребенок самостоятельно не сидит, его сажают спиной к себе и слегка наклоняют, при этом выдвижение рук вперед и разведение ног становится более свободным. Ребенка можно также посадить на маленький стул спереди от сидящей матери, лицом к спинке стула или в угол комнаты. При недостаточном равновесии в положении стоя ребенок в процессе одевания может держаться за шведскую стенку, перекладину или спинку утяжеленного стула. Самостоятельное одевание детей с гиперкинезами облегчается посредством опоры стопами о стену; такая поза более стабильна и уменьшает гиперкинез. Начинают одевание с более пораженной стороны. Не следует распрямлять конечности насильно. Спастически согнутую руку вначале выпрямляют потряхивающими движениями, а затем продевают в рукав. Ребенок не должен во время одевания держать что-либо в руке, это усиливает ее сгибание. Прежде чем одеть ботинок, ногу сгибают, так как в выпрямленном состоянии стопа ригидна. В процессе одевания ребенок должен научиться соотносить части тела с одеждой. Мать сопровождает свои действия инструкцией: «Просовывай руку через рукав, голову через ворот, одень ботинок на ногу» и т. д. Когда ребенок начинает говорить, его просят сопровождать все действия словами. Родители должны знать, что формирование навыка самостоятельного одевания – длительный процесс, связанный с устойчивым контролем головы, сохранением равновесия, координированными движениями рук. Даже у здоровых детей автоматизм одевания вырабатывается в течение 4-5 лет.

Как накормить ребенка. Трудности кормления детей с церебральными параличами связаны с дискоординацией дыхания, сосания и глотания, нарушениями контроля головы, реакций равновесия, зрительно-моторной координации, невозможностью удерживать туловище в вертикальном положении, недостаточной функцией оральных и артикуляционных мышц, чрезмерной выраженностью тонических шейных и лабиринтного рефлексов. При кормлении грудного ребенка необходимо следить за тем, чтобы он не запрокидывал голову во избежание разгибания туловища еще до того, как соску или ложку поднесут ко рту. Не следует насильно исправлять положение головы при помощи руки, положенной под затылок. Это усилит разгибательную позу. Чтобы препятствовать запрокидыванию головы, мать заводит свою руку сзади вокруг плеч ребенка, выдвигая их вперед и внутрь. Удобно для кормления положение спереди от матери лицом к ней. Ребенка: располагают на специальном сидении либо под спину подкладывают клин, подушку. Такая поза симметрична, что исключает влияние АШТ-рефлекса, обеспечивает хороший зрительный контакт с матерью и освобождает ее руки для кормления. Ребенка с достаточным контролем головы можно кормить, держа на коленях; при этом мать одну ногу ставит на подставку, чтобы согнуть бедра ребенка и тем самым предупредить разгибание ног. Если во время еды ребенок сидит на стуле, следят, чтобы спина была выпрямлена. При «круглой» спине подбородок выдвигается вперед, затрудняя глотание. В положение сидя бедра и колени должны быть под прямым углом, ноги слегка разведены. Во время кормления дополнительно контролируют область рта. Руку располагают таким образом, чтобы подбородок находился между указательным и средним пальцами, большой палец-на челюстно-лицевом суставе. Давление указательного пальца способствует открыванию рта, давление среднего пальца на диафрагму рта облегчает глотание. При другом расположении пальцев давление на подбородок наряду с облегчением глотания предотвращает разгибание головы. Чтобы заставить ребенка с церебральным параличом принимать полутвердую пищу с ложки, нужно оказывать давление ложкой на язык. Это препятствует его выталкиванию вперед и способствует захвату пищи верхней губой. Как только ложка вынута изо рта, следят, чтобы ребенок закрыл рот. При обучении питью из чашки ребенок должен сидеть с небольшим наклоном головы и туловища вперед; кружку подносят спереди и чуть снизу, а не сверху. Чтобы избежать запрокидывания головы в конце питья, в пластмассовой кружке вырезают треугольник, в который во время наклона кружки входит нос. Удобно пользоваться чашкой с двумя ручками. Обучая ребенка самостоятельно есть, следят за правильной позой, контролируя положение плеч, головы, и учат его супинировать кисть, поворачивая ее у основания большого пальца. У детей с церебральными параличами часто открыт рот, слюна вытекает изо рта. Если мать в течение дня периодически оказывает давление пальцем между носом и верхней губой, ребенок постепенно научится закрывать рот и проглатывать слюну. Аномальный способ приема пищи, начиная с рождения, препятствует формированию предречевых и речевых навыков.

Как носить ребенка. Если ребенок в положении на спине находится в разгибателыюн позе, то прежде чем поднять его, ему придают симметричную сгибательную позу сидя, держа под мышки и разводя своими локтями его колени. Затем ребенка берут па руки, лицом к себе, ноги вокруг талии. Как только он научится удерживать равновесие, поддержка матери должна быть минимальной. Детей с преобладанием сгибательного тонуса следует носить спиной к себе на боку с разведенными ногами и руками пли лицом вниз, привлекая внимание интересными предметами, игрушками. Такое положение помогает разогнуть голову, верхнюю часть туловища и конечности. Ребенка также можно носить вертикально спиной к себе, разводя руками его бедра. Старших детей, у которых преобладает флексорная поза, могут носить двое взрослых: один из них разводит бедра и ротирует их кнаружи, при этом большими пальцами надавливает на ягодицы, стимулируя активное разгибание спины и головы. Разгибание можно активизировать и другим способом ношения. Ребенка с мышечной гипотонией следует носить с приведенными ногами, стабилизируя нижнюю часть туловища рукой. Это способствует более активному разгибанию головы и спины. Ношение на руках должно быть сведено до минимума, так как оно ограничивает самостоятельность ребенка. В то же время следует максимально стимулировать активное передвижение, поскольку только таким путем больной ребенок приобретает собственный опыт, жизненно необходимый для выработки навыков. Положение в кровати в период бодрствования и сна – важный этап лечебных мероприятий, особенно в раннем возрасте. Расположение кровати ребенка зависит от характера двигательных нарушений. При преимущественном повороте головы вправо все стимулы (окно, свет, игрушки, цветы) должны располагаться слева, родители также подходят слева, и наоборот. В противном случае ребенок фиксируется в патологической позе, развиваются спастическая кривошея, деформации позвоночного столба и бедер. Дверь должна находиться спереди от кровати, чтобы ребенок, следя за входящими взрослыми, не запрокидывал голову. В период бодрствования детей с первых дней жизни следует приучать лежать в кровати в различных положениях, не обязательно комфортабельных. Важна также правильная поза во время сна. Если в положении на спине преобладает экстензорный тонус, под голову подкладывают подушку. Это уменьшает разгибание бедер и стоп. При выраженном флексорном тонусе ребенка лучше класть в кровать без подушки. В случаях, когда переразгибание головы и верхней части туловища сопровождается запрокидыванием рук, пояс верхних конечностей следует обернуть пеленкой так, чтобы руки были приведены и находились немного спереди от туловища. В течение дня таких детей укладывают в гамак, надувной круг, на губчатые поверхности (толстый поролон), которые придают ребенку легкое полусогнутое положение. В положении на боку значительно снижается тоническая активность, поэтому ребенок может согнуть голову, повернуть ее, приблизить руки к средней линии, манипулировать с предметами. Если поза асимметрична, больного кладут на тот бок, где больше выражена внутренняя ротация ноги. Начиная с периода новорожденное™, детей следует приучать лежать на животе, поскольку именно это положение оптимально для развития реакций выпрямления и равновесия. Многократное изменение позы ребенка в течение дня оказывает положительное влияние на формирование психомоторных функций. Обучение гигиеническим навыкам. Лучший способ привития навыков опрятности – регулярное высаживание ребенка на горшок через строго определенные интервалы времени. Больные дети, сидя на горшке, плохо удерживают равновесие из-за недостаточного разведения бедер, неполной опоры па стопы, общего мышечного напряжения. Для предотвращения падения горшок помещают в деревянную коробку, внутрь перевернутого табурета. Основание горшка должно быть широким, задняя часть приподнята в виде спинки, вокруг краев горшка можно расположить пористую резину пли пенопласт, повысив тем самым устойчивость ребенка в позе сидя. Следует подчеркнуть, что для правильного психосексуального развития мальчики с самого начала воспитания навыка опрятности должны мочиться стоя. Для этого можно использовать специальный горшок с поднятыми сторонами, держась за которые, ребенок чувствует себя более устойчиво и преодолевает страх падения. Доставать горшок, снимать и надевать штаны удобнее, держась одной рукой за перекладину. Взрослые должны обязательно похвалить ребенка, когда он проявил навык опрятности, и не очень ругать, если этого не случится. Грубость взрослых порождает у ребенка беспокойство и, вызывая эмоциональный стресс, разрушает навык.

Купание. Во время купания у детей с церебральными параличами возможны дистонические атаки, резкое разведение рук в момент погружения в воду, нарушение равновесия. Для облегчения купания применяют приспособления, удерживающие ребенка в полулежачем положении или стабилизирующие позу сидя. Маленьких детей с выраженным рефлексом Моро моют над ванной, держа под живот лицом вниз, или медленно опускают в воду в позе сидя с легким наклоном вперед. Тяжелобольных моют на деревянных щитах. Детей с гиперкинезами фиксируют широкими повязками. Во время купания с ребенком необходимо играть, стимулируя двигательную активность и способствуя развитию узнавания частей тела. Можно создавать различные обучающие ситуации, чтобы ребенок понял разницу между сухим и мокрым, горячим и холодным, большой струей и маленькой и т. д. Ребенку показывают, как стирать полотенце, мыть куклу. Купание должно доставлять радость ребенку и родителям.

Тренировка функциональной активности рук. Нервно-психическое развитие тесно связано с формированием исследовательской, опорной, защитной и манипулятивнон функций рук. У детей с церебральными параличами уже с первых месяцев жизни нарушено тактильное и кинестетическое восприятие частей своего тела и окружающих предметов. В дальнейшем это приводит к задержке психического и речевого развития. Родителям объясняют необходимость стимуляции разнообразных движений рук, начиная с периода новорожденности. С целью тренировки функции рук наряду с упражнениями, приведенными в разделе «Коррекция двигательного развития», можно рекомендовать и другие приемы, которые целесообразно использовать в домашних условиях.

1. Ребенок в положении на спине. Приблизив его стопу к руке, дают ее ощупать, при этом голова не должна запрокидываться, так как это приведет к разгибанию ног.

2. Мать держит ребенка па руках лицом к себе с разведенными вокруг туловища ногами и, взяв его руки, прикасается к ярким бусам и другим различным по форме и консистенции предметам, которые висят у нее на шее.

3. Мать лежит на спине, валик под головой, чтобы приблизить свое лицо к лицу ребенка, которого она кладет себе на живот. В таком положении тренируется подъем головы и выпрямление спины. Одной рукой ребенок опирается на руку матери, другой ощупывает ее лицо, при этом мать называет части тела.

4. Мать лежит на спине с согнутыми ногами, ребенок сидит с разведенными ногами, опираясь стопами о пол. Она берет его руки и стимулирует ощупывание лица, сопровождая действия словами. Ребенка учат также захватывать кисти матери, выпрямляя руки впереди себя. Тренируют реакции равновесия посредством ответного толкания руками друг друга, покачивая ребенка в одну и в другую сторону.

5. Ребенок сидит па полу с разведенными ногами напротив матери, она прижимает его ноги к полу в области коленных суставов. Эта поза особенно полезна детям, у которых затруднено сидение с разогнутыми ногами. Взяв ребенка за руки, она учит его раскрывать ладони, прикасается к различным частям тела.

6. Чтобы манипулировать руками, ребенок должен сохранять равновесие. Если эта функция нарушена, его можно посадить в надувной круг или круг из поролона, сидя в котором он играет с предметами, не опасаясь упасть.

7. Функции рук и реакции равновесия тренируют, когда ребенок находится на наклонной плоскости.

8. Ребенок сидит на стуле лицом к углу комнаты, с обеих сторон которого расположены панели с крючками. Он вешает кольца или другие предметы, ротируя при этом туловище. Упражнение тренирует захват и зрительно-моторную координацию. Совмещение одинаковых рисунков способствует развитию понимания цели.

9. Упражнения с вертикальными палками подавляют АШТ-рефлекс и учат захвату независимо от положения головы. Палки фиксируются по сторонам от сидящего ребенка на уровне вытянутых рук. Мать стабилизирует его бедра, способствуя сохранению равновесия и предотвращая разгибание ног: а) голова по средней линии, тренируют захват и отпускание одновременно обеих палок и поочередно каждой из них; б) голова повернута в сторону руки, которая захватывает и отпускает палку; в) голова повернута в сторону, противоположную руке, осуществляющей захват. Палку можно раскрасить различными цветами и просить ребенка взять рукой ту или иную часть ее. Располагая палки спереди, стимулируют выдвижение рук вперед.

10. Для тренировки автоматической опоры на руки и захвата, а также реакций равновесия ребенка помещают в коробку, которую мать двигает по комнате.

11. Ребенок держится за полотенце или палец взрослого, которые последний двигает во всех направлениях. Постепенно ребенок учится делать эти движения своей рукой.

12. Движения руки вперед и назад тренируют через кольцо.

13. Сидя на стуле, ребенок снимает и надевает через голову плавательный круг. Это упражнение подготавливает его к самостоятельному надеванию вещей через голову. Поднимая пластмассовое кольцо с пола до пояса, ребенок учится надевать трусы и брюки.

Игра. В игре ребенок познает себя и окружающий мир с его сложными взаимоотношениями, приобретает опыт, учится на своих ошибках. У него формируются понятия размера, массы, формы, пространства, консистенции, приятного и неприятного и т. д. Для детей с церебральными параличами игра имеет еще более важное значение, чем для здоровых, поскольку ее можно использовать как средство для тренировки двигательных, речевых и психических навыков. Увлеченность игрой, положительный эмоциональный фон способствуют расслаблению ребенка, уменьшению гиперкинезов, содружественных реакций. Иногда в игре значительно быстрее, чем при целенаправленной тренировке, вырабатываются и закрепляются двигательные стереотипы, необходимые для преодоления имеющегося дефекта. Во время игры ребенок двигается, гримасничает, лепечет, подражает, т. с. создаются условия для его всестороннего развития. Необходимо объяснять родителям, что игры являются важным компонентом лечения ребенка, особенно в первые годы жизни. Основные принципы игры для детей с церебральными параличами такие же, как для здоровых. Однако родители должны проговаривать с ребенком вес производимые действия, настойчиво вырабатывать ассоциации между действием и словом, стремиться к получению определенного результата и чувства удовлетворения. Имитация в игре разнообразных жизненных ситуаций важна для дальнейшей социальной адаптации ребенка, ограниченного возможностями общения. Во время игры больные дети испытывают трудности, связанные с нарушениями мышечного тонуса, координации движений, дефектами речи, слуха, зрения. Такой ребенок нуждается в постоянной помощи и руководстве взрослых. Для игры выбирают оптимальную позу, при которой облегчены разнообразные движения рук. Наряду со многими приспособлениями и поддержками, описанными в главе «Коррекция патологических поз», в домашних условиях можно применить и ряд более простых приемов:

14. В положении на животе манипулятивная деятельность рук облегчается, если под грудь положить валик или если ребенок опирается па ноги матери.

15. Если во время игры ребенку трудно сохранить равновесие сидя, то на обе йоги выше колен следует положить валик. Это поможет держать ноги выпрямленными.

16. В положении стоя на коленях и на ногах позу ребенка во время игры может контролировать мать своими ногами.

17. Для детей с гиперкинезами можно использовать кольцо, стабилизирующее положение рук во время игры.

18. Кольцо, внутри которого находятся мать и ребенок во время игры, препятствует запрокидыванию головы.

19. Следят, чтобы во время игры ребенок с гемипарезом находился в симметричном положении, иначе усиливаются содружественные движения в пораженной руке. Во время сидения нужно равномерно опираться на обе ягодицы и на оба предплечья,

20. Подносить игрушку детям с гемипарезом надо по средней линии несколько ближе к пораженной стороне. Это уменьшает синкинезии в паретичной руке.

21. Больному с гемипарезом не следует давать для игры в футбол маленький легкий мяч. При ударе по нему паретичной ногой усиливается разгибательный тонус в ноге и сгибательный в руке. В то же время толкание тяжелого мяча, который оказывает сопротивление разгибанию пораженной ноги, является хорошим упражнением: нога сгибается и туловище при этом подается вперед.

22, В позе стоя во время игры следят, чтобы опора па стопы была равномерной. Во время игры и ходьбы у детей с церебральными параличами часто нарушается равновесие, что нередко приводит к падению. С целью предотвращения травм головы рекомендуется надевать детям специальный шлем с козырьком на поролоновой основе. Лямка, удерживающая подбородок, способствует закрыванию рта и уменьшению слюнотечения.

Стимуляция речи . Постоянный речевой и эмоциональный контакт матери с больным ребенком, тренировка статических и локомоторных навыков, обучение жеванию, самостоятельной еде способствует выработке у ребенка нормального типа дыхания, координированных движений рта и языка, создают предпосылки для развития речи. Разговаривая с ребенком, мать должна придать ему комфортабельную позу, способствующую улучшению контроля головы и выпрямлению туловища, во время занятий – есть напротив ребенка, чтобы он мог наблюдать за выражением ее глаз, движением губ. Надавливание ладонью на нижнюю часть грудной клетки способствует более устойчивому удержанию головы. Для стимуляции координированных движений губ и языка можно использовать ряд приемов: постукивать по нижней и верхней губе, двигать язык ребенка из стороны в сторону и показывать ему собственным языком, как это делается, взявшись пальцами за нижнюю челюсть, открывать и закрывать ребенку рот, чтобы вызвать цепь звуков «абаба», «бабаба». Такие упражнения должны быть непродолжительными и приятными для ребенка, не надо заставлять его форсировать звук, так как это приведет к нарастанию спастики. Чтобы рот ребенка был закрыт во время сна, бодрствования и жевания, многократно в течение дня надавливают на верхнюю губу или постукивают по нижней, не акцентируя на этом его внимания. Закрывание рта необходимо для тренировки дыхания через нос, правильной координации глотания и дыхания. В повседневной жизни следует максимально поощрять произношение любых звуков, даже если они фрагментарны, невнятны и непонятны для окружающих. Если родители угадывают каждое желание ребенка по его жестам, это подавляет потребность в речевом общении, и важная сенситивная фаза развития речи не формируется. Следует терпеливо ждать звукового ответа, поскольку у детей с церебральными параличами он может возникать значительно позже, чем в норме. Важно помнить, что ребенок с церебральным параличом не может правильно произносить звуки вследствие сенсомоторных нарушений. Поэтому родители основные усилия должны направить на тренировку двигательных возможностей ребенка, а не на отработку изолированных звуков, слогов. Эти подготовительные для формирования речи мероприятия следует включать в повседневную жизнь ребенка с раннего возраста. Созданию так называемого внутреннего языка, как основе будущей речи, способствует широкое общение больных детей с окружающими людьми. Чтение книг, объяснение картинок, описание предметов, игрушек, частей тела более полезно для развития ребенка, чем прослушивание радио, пластинок, магнитофонных записей и просмотр телевизионных передач. Личный контакт матери с ребенком, постоянное речевое общение – залог успеха формирования речевой функции.

Детский церебральный паралич | UVA Children’s

Записаться на прием

Позвонить по телефону 434.984.2301

Записаться онлайн

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа хронических заболеваний, которые влияют на способность вашего ребенка контролировать движения. Появляется в младенчестве и раннем детстве. Как правило, повреждение нервов не ухудшается со временем, но последствия для мышц, суставов и скелета могут ухудшиться без лечения.  

ДЦП возникает в результате поражения участков головного мозга, отвечающих за движение. Это повреждение влияет на способность мозга контролировать движения и позу. Другие области мозга, контролирующие мышление, речь, зрение или слух, также могут быть вовлечены. ДЦП может развиться до, во время или после рождения.

Причины церебрального паралича

ДЦП у ребенка может развиться в результате следующих причин:

  • Инсульт или кровоизлияние в головной мозг ребенка во время внутриутробного развития или после рождения
  • Травма головы или инфекция головного мозга
  • Аномалии пуповины или плаценты
  • Недостаток кислорода во время или после рождения
  • Менингит, энцефалит, судороги или травмы головы
  • Генетические/метаболические аномалии
  • Мать болеет краснухой, токсоплазмозом или цитомегаловирусом во время беременности
  • Группы крови матери и ребенка несовместимы, что вызывает сильную желтуху  

Факторы риска

Некоторые факторы, которые могут увеличить риск развития ДЦП у вашего ребенка, включают:

  • Преждевременные роды
  • Низкая масса тела при рождении
  • Осложненные или преждевременные роды
  • Многоплодие
  • Казенная часть рождения
  • Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) — частично из-за многоплодной беременности, связанной с ЭКО
  • Инфекция или нарушения свертываемости крови во время беременности
  • Вагинальное кровотечение во время беременности
  • ДЦП в анамнезе у родителей или братьев и сестер
  • Судороги или умственная отсталость у беременных
  • Выпадение пуповины — когда пуповина выпадает через открытую шейку матки во влагалище перед ребенком
  • Низкая оценка по шкале Апгар — оценка состояния ребенка сразу после рождения
  • Инфекции влагалища или мочевыводящих путей во время беременности
  • Высокая масса тела при рождении
  • Сахарный диабет 1 типа у беременных
  • Ожирение у будущей матери
  • Малый размер головки
  • Изъятия

Симптомы церебрального паралича 

 

ДЦП впервые проявляется у детей в возрасте 3 лет и младше. Симптомы варьируются в зависимости от того, какие области мозга поражены. Проблемы могут затрагивать одну сторону тела (гемиплегия), верхнюю или нижнюю часть тела (диплегия) или верхнюю и нижнюю часть тела с обеих сторон (квадриплегия). Иногда поражаются лицо и шея.

Инвалидность может быть от легкой до тяжелой. Хотя симптомы могут немного измениться или прогрессировать по мере взросления вашего ребенка, маловероятно, что состояние вашего ребенка ухудшится, особенно при лечении.

Симптомы включают:

  • Поздно переворачиваться, садиться, улыбаться или ходить
  • Проблемы с письмом, застегиванием пуговиц или другой мелкой моторикой
  • Трудности при ходьбе или стоянии
  • Напряженные спастические мышцы
  • Слабые мышцы
  • Плохой баланс
  • Проблемы с речью
  • Тремор
  • Непреднамеренные движения тела
  • Затрудненное глотание
  • Слюни 

Некоторые люди с ДЦП страдают и другими заболеваниями, в том числе:

  • Судороги
  • Интеллектуальная инвалидность
  • Неспособность к обучению
  • Проблемы со зрением или слухом
  • Неспособность развиваться
  • Снижение способности чувствовать боль или опознавать предметы на ощупь
  • Проблемы с опорожнением кишечника и мочевого пузыря
  • Повреждение кожи
  • Низкая плотность кости и переломы

Диагностика и лечение в UVA

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка ДЦП, мы проверим двигательные навыки и рефлексы вашего ребенка. Мы также можем использовать следующие тесты:

  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) для проверки электрической активности мозга вашего ребенка
  • КТ
  • МРТ

Лечение церебрального паралича

Лекарства от ДЦП нет. Терапия направлена ​​на то, чтобы помочь вашему ребенку полностью раскрыть свой потенциал. Дети с ДЦП вырастают до совершеннолетия и могут работать и жить самостоятельно. Мы будем работать с вами и вашим ребенком для постановки диагноза ДЦП с помощью следующего:

  • Лекарство может помочь контролировать мышечный спазм, судороги и предотвратить потерю костной массы.
  • Хирургия может улучшить способность сидеть, стоять и ходить. Они могут включать пересадку или удлинение сухожилий, расшатывание суставов, выпрямление костей и операции на нервах.
  • Физические вспомогательные средства, , такие как скобы и шины, помогают уменьшить сокращение мышц, удерживают конечности в правильном положении и предотвращают деформации. Ходунки, специальные самокаты и инвалидные коляски могут облегчить передвижение.
  • Специальное образование, разработанное специально для нужд вашего ребенка, может   улучшить обучение. Некоторые дети хорошо учатся в обычных школах со специальными услугами.
  • Реабилитационные услуги, , такие как лечение речи, физиотерапия и трудотерапия, могут улучшить способность говорить, двигаться, ходить и выполнять повседневные действия.
  • Физиотерапия помогает укрепить мышцы и улучшить физическую форму.
  • Семейная служба может помочь вашему ребенку и вашей семье справиться с ДЦП. Консультанты помогают родителям научиться изменять поведение. Уход за ребенком с ДЦП может быть стрессовым. Некоторым семьям помогают группы поддержки.

Профилактика церебрального паралича

Предотвратить развитие многих видов ДЦП у вашего ребенка можно следующим образом:

  • Перед беременностью сделайте прививку от краснухи.
  • Обратитесь за ранней дородовой помощью.
  • Во время беременности пройти тестирование на проблемы с группой крови. Получите лечение, если тесты выявят несовместимые группы крови.
  • Не курите, не употребляйте алкоголь и не употребляйте наркотики во время беременности.
  • Настаивайте на том, чтобы ребенок надевал шлем при езде на велосипеде.
  • Обратитесь за помощью, если вы причинили или хотите причинить ребенку боль.
  • Держите яды подальше от ребенка.
  • Внимательно следите за купанием.
  • Проведите иммунизацию вашего ребенка в рекомендованное время.
  • Если ваш ребенок заболел, немедленно обратитесь к врачу.
  • Для младенцев с черепно-мозговой травмой при рождении гипотермия для снижения температуры тела может снизить риск повреждения тканей и долгосрочных проблем.

Обновление COVID-19: последние часто задаваемые вопросы

Для более удобного использования нашего веб-сайта включите JavaScript в своем браузере.

Доступность | Язык

Нашим наивысшим приоритетом является здоровье и благополучие наших клиентов и их семей, а также обеспечение безопасной среды в наших общественных центрах и объектах CPA.

В связи с продолжающейся пандемией COVID-19 мы понимаем, что у многих наших клиентов и членов их семей возникают вопросы об услугах, которые они получают.

На этой странице вы найдете ответы на часто задаваемые вопросы, включая последние рекомендации для штата Новый Южный Уэльс и ACT.

Все сайты CPA следуют последним рекомендациям NSW/ACT Health. По любым конкретным проблемам или вопросам обращайтесь к нашим консультантам по обслуживанию клиентов по телефону 9.0009 1800 378 888 или [email protected].

Часто задаваемые вопросы о COVID-19 и CPA-услугах

Ниже приведены распространенные вопросы, которые задают клиенты CPA.

Открыты ли общественные центры и сайты CPA для личных услуг и программ?

Общественные центры CPA открыты для услуг и программ. Мы продолжаем полностью следовать указаниям NSW и ACT Health, чтобы защитить клиентов и их семьи, а также сотрудников CPA.

Будут ли по-прежнему доступны услуги CPA через Telepractice?

Мы добились больших успехов в освоении и предоставлении услуг через CPA Telepractice. Мы продолжаем слышать от семей и клиентов о том, насколько ценной была услуга, позволяющая им продолжать достигать целей и получать положительные результаты. В рамках нашей приверженности передовой практике и поддержке всех клиентов и семей мы продолжим предоставлять полезные услуги через CPA Telepractice.

Мы предоставляем услуги CPA Telepractice , связывая врачей и клиентов через цифровую видеоплатформу на базе Интернета. Вы можете подключаться для встреч из разных мест, включая школу, работу и дом.

CPA Telepractice позволяет вам получить доступ к услугам везде, где вы можете подключиться с помощью цифрового устройства, включая мобильные телефоны, планшеты и ноутбуки.

Вы также можете пригласить других членов семьи, поставщиков услуг и специалистов присоединиться к вам из их местонахождения, и все это на одной встрече.

Узнайте больше здесь

Персонал CPA полностью вакцинирован?

Да, все сотрудники CPA, волонтеры и студенты должны быть полностью вакцинированы против COVID-19.

Как всегда, нашим приоритетом является здоровье, безопасность и благополучие всех наших клиентов и их семей. Таким образом, мы продолжаем следовать указаниям NSW и ACT Health.

Должны ли все посетители сайта CPA проходить вакцинацию?

NSW и ACT Health рекомендуют для наилучшей защиты от тяжелых заболеваний делать все прививки, включая COVID-19 и грипп. CPA настоятельно рекомендует посетителям сделать прививку от COVID-19 и получить ревакцинацию, когда это необходимо.

Посещение центра гидротерапии CPA

В целях обеспечения безопасности и благополучия всех клиентов CPA требует, чтобы любой посетитель центра гидротерапии CPA в возрасте от 12 лет в любом качестве был полностью вакцинирован и имел свидетельство о прививке или медицинское освобождение, так как персонал и посетители не могут носить маски в зоне бассейна. Для всех других сайтов, кроме Гидротерапии, CPA настоятельно рекомендует посетителям пройти вакцинацию от COVID-19.и получить их бустер, когда это необходимо.

Эта политика отражает нашу приверженность нашим клиентам, многие из которых имеют хронические заболевания и особенно уязвимы для COVID-19. По прибытии в центр гидротерапии CPA, пожалуйста, имейте при себе подтверждение вакцинации против COVID-19 (или освобождение от медицинского обслуживания), чтобы показать его сотруднику.

Носят ли сотрудники CPA маски для лица в присутствии клиентов?

Да, сотрудники, работающие непосредственно с клиентами, продолжают постоянно носить маски P2, это обязательное требование. За исключением личной гигиены, помощи во время еды и длительного тесного контакта, когда необходимо носить 4-точечные СИЗ (маски P2, перчатки, защитные очки и халаты).

Какие меры безопасности в связи с COVID-19 принимает CPA?

Как всегда, нашим приоритетом является здоровье, безопасность и благополучие всех наших клиентов и их семей. Таким образом, мы потребовали, чтобы все сотрудники CPA, волонтеры и студенты были полностью вакцинированы против COVID-19 с декабря 2021 года. Консультация ACT Health:

  • Статус вакцинации — CPA настоятельно рекомендует клиентам и посетителям сделать прививку от COVID-19 и получить ревакцинацию, когда это необходимо. Чтобы обеспечить безопасность наших клиентов, сотрудников и волонтеров там, где люди не вакцинированы, CPA может провести оценку рисков, если это будет сочтено необходимым.
  • RAT-тестирование — мы просим всех посетителей групповых домов, дневных программ центров и Packforce пройти RAT перед входом на один из этих объектов, включая всех посещающих сотрудников, сотрудников агентств, подрядчиков, членов семьи и друзей.
  • Ношение масок  – посетителям групповых домов/домов отдыха, дневных программ в центрах и Packforce безопаснее всего носить маски, чтобы защитить наиболее уязвимых. Мы просим всех посетителей этих сайтов носить маску в помещении.
  • Физическое дистанцирование – снято ограничение на количество людей, которым разрешено находиться на территории.
  • Гигиена – введены усиленные меры по очистке и процедуры.

Мы продолжаем руководствоваться последними рекомендациями общественного здравоохранения для поставщиков услуг для инвалидов.

Дополнительные меры действуют для клиентов в наших многоквартирных домах, включая:

  • Строгий стандартный инфекционный контроль и процедуры очистки окружающей среды.
  • Широкий доступ к предметам первой необходимости, включая средства индивидуальной защиты, кладовую и моющие средства.
  • Курс повышения квалификации по профилактике инфекций для всего персонала.

Какова последняя информация о прививках и ревакцинациях от COVID-19?

Чтобы узнать последние новости о программах вакцинации и повторных прививках, посетите веб-сайт Поиск клиники вакцины против COVID-19 Департамента здравоохранения штата Новый Южный Уэльс и веб-сайты ACT Health Vaccine .

Изменились ли правила CPA по отмене и неявке в свете COVID-19?

Текущие правила CPA по отмене и неявке остаются в силе, с ними можно ознакомиться здесь.

Однако, если вам нужно изменить или отменить встречу из-за опасений, связанных с COVID-19, свяжитесь с нами, чтобы обсудить порядок отмены по телефону 9.0009 1800 378 888 или по электронной почте [email protected] .

Чтобы перенести или отменить встречу, сообщите об этом непосредственно в службу поддержки по обычному контактному номеру телефона или электронной почте.

Доступна ли информация о COVID-19 в удобном для чтения формате?

Да. Совет по делам умственно отсталых создал легко читаемые руководства о планах выхода из карантина, прививках от COVID-19 и многом другом. Вы можете получить к ним доступ на веб-сайте CID по этой ссылке.

Где я могу найти информацию Министерства здравоохранения Австралии о COVID-19 для людей с ограниченными возможностями?

Веб-сайт Министерства здравоохранения Австралии предоставляет информацию и ресурсы о COVID-19 для людей с инвалидностью.

About admin