Забыли пароль?
Регистрация
О компании
Доставка
Каталог товаров  
Контакты
Задать вопрос
Как сделать заказ
Рекомендации
Партнёрам
Получить консультацию

Антибиотики для детей: пить или нет. Антибиотики и детский сад


пить или нет? Что делать, если все же назначили антибиотики

В отношении применения антибиотиков при простудных заболеваниях бытуют разногласия: кто-то считает, что только ими можно вылечить простуду кто-то полагает, что антибиотики приносят только вред. Кто же прав в этом актуальном вопросе, особенно в осеннее-весенний период?

Почему малыши болеют простудой?

Вообще, очень тяжело найти ребенка, который практически не перенес бы в детстве простудные заболевания, которыми, по мнению ученых, дети болеют чаще всего в возрасте от шести месяцев до шести лет.И основная часть простудных заболеваний (90%) обусловлена вирусной инфекцией.

Как ни странно, но до шестимесячного возраста респираторные заболевания у детей встречаются редко. Почему? Все просто: у малыша еще сохранился так называемый трансплацентарный иммунитет, полученный от матери. Взрослея, ребенок постепенно теряет материнскую защиту, и его организм начинает вырабатывать собственные защитные механизмы. Но, как говорится, «первый блин комом», и чтобы выработать стойкость к простудным заболеваниям, ребенок должен ими переболеть.

Родителям кажется, что простуда никогда не пройдет, но, тем не менее, переболев, ребенок становится более стойким к следующей атаке вирусной инфекции. Не всегда родители малыша настолько терпеливы, чтобы ждать, когда иммунная система самостоятельно справится с простудой, и обычно стараются как можно скорее вылечить малыша, применяя антибиотики.

Благо ли это — антибиотики?

Уже многократно обсуждалось, что при вирусной инфекции антибиотики назначать бесполезно. Но до сих пор многие врачи поликлиник при простуде продолжают их назначать. Почему так происходит? Дело в том, что антибиотики назначаются с целью профилактики бактериальных осложнений при вирусной инфекции. Вроде бы все понятно и обоснованно. Но есть одно «но». Те выделения из носа желтого цвета, которые пугают родителей малыша и воспринимаются за наслоение бактериальной микрофлоры, на самом деле являются «проделками» условно-патогенной микрофлоры, которая в большом количестве имеется в слизистой оболочке дыхательных путей.И антибиотики здесь не лучшие друзья.

В данном случае необходимо просто как можно лучше удалять из носовой полости эти выделения — продукты воспаления и часть разрушенных клеток. Если активно подавлять этот процесс антибиотиками, то иммунная система останется «не у дел», и это негативно скажется на будущем здоровье малыша.

Всегда нужно помнить, что под маской вирусной инфекции может скрываться действительно серьезное заболевание, которое требует терапии антибиотиками (к примеру, пневмония, менингит, ангина, скарлатина и т.д.). И в этих случаях нужно полагаться на высокоспециализированную медицинскую помощь, которая разграничит вирусы и бактерии.

Если все же назначили антибиотики

Многие родители говорят, что прием антибиотиков помог их чаду. Но как это могло произойти, ведь антибиотики не действуют на вирусы? Секрет в том, что антибиотики подавляют ответную реакцию на вирус, то есть угнетают иммунитет. На практике это выглядит следующим образом. У больного вирусной инфекцией заболевание принимает вялотекущее течение: температура тела держится на 37,0-37,2, малыш становится вялым и апатичным, снижается аппетит.

Но, несмотря на это, явных признаков воспаления дыхательных путей не наблюдается. Прием антибиотиков сказывается на работе кишечника: появляется дисбактериоз — снижение присутствия в кишечнике бактерий, необходимых для его нормального функционирования. Это приводит к тому, что ребенок перестает воспринимать другие лекарственные препараты, а в дальнейшем в его организме может сформироваться очаг хронического воспаления.

Иммунная защита слизистых оболочек принимает «удар» на себя в первую очередь. Защита зависит от секреторных иммуноглобулинов А. Эти белковые частицы убивают болезнетворные микроорганизмы, находящиеся на оболочках. Но иммуноглобулины «А» настолько «капризны», что не выполняют свою функцию по одиночке, им нужна слаженная работа друг с другом. А связываться они могут только под действием микрофлоры, постоянно находящейся в кишечнике. При воздействии антибиотиков разрушается нормальная кишечная микрофлора, и, соответственно, иммуноглобулины «А» прекращают свою защиту.

Кроме того, антибиотики способны приводить к мутации кишечной флоры, что порождает появление в кишечнике атипичных микроорганизмов, которые не могут выполнять защитную функцию.

Антибиотики и детский сад

С началом посещения детского сада ребенок начинает получать больше антибиотиков. В первые полтора года посещения детского сада заболеваемость простудными болезнями резко возрастает. Родители малыша не успевают вылечить его от одной атаки ОРВИ, а уже наступает новая волна. Врачи начинают назначать все больше антибиотиков, а эффекта мало.

Почему? Дело в том, что приход малыша в детский сад — это первое противоречие с социальными установками. После истечения сроков листа нетрудоспособности (больничного листа), что в среднем бывает на десятый день после начала болезни, ребенок снова попадает в атмосферу, где находятся огромные колонии устойчивых к антибиотикам микроорганизмов.

И вот на десятый день мукоцилиарная система, осуществляющая местную защиту слизистой оболочки органов дыхания малыша от внешних воздействий, еще не «оправившаяся» от предыдущей болезни, пропускает в организм ребенка новую порцию агрессивных микроорганизмов. Чтобы восстановиться мукоцилиарному барьеру, необходимо не менее трех недель. А если перед этим ребенок принимал антибиотики, то эти сроки увеличиваются примерно в два раза.

Вот и получается, что простуда у детсадовского малыша кажется бесконечной. Если малыш болеет по 6-8 раз в год простудными заболеваниями, то иммунная система просто не успевает восстановиться, и, значит, у ребенка имеются все шансы для формирования иммунодефицита — то есть он может заработать хроническую форму заболевания, от которой практически невозможно избавиться.

Учитывая вышесказанное, необходимо понимать и родителям, и врачам, что не все дети могут посещать детский сад в связи с состоянием здоровья. Перед определением ребенка в детский сад при медосмотрах ребенок может казаться полностью здоровым, но состояние его иммунной системы неизвестно. Вот и получается, что после прихода в детский сад малыш начинает бесконечно болеть.

Что же делать родителям: отказаться от антибиотиков? Нет, лучше выбрать лечащего врача, который знает, к чему может привести неправильный прием антибиотиков.

Немного о вторичной инфекции

При применении антибиотиков происходит ослабление защитных механизмов организма, и микроорганизмы, ранее не вызывавшие патологического эффекта, становятся агрессивными. И их активность сложно подавить — ведь они естественные «жильцы» организма, и сколько их ни уничтожай, они все равно вернутся «домой». Да и организм ребенка их «впускает» назад как «своих».

На приеме у педиатра часто обнаруживается, что часто болеющий простудными заболеваниями ребенок до этого лечился антибиотиками от таких недугов, как аллергия, синуситы, бронхиальная астма, увеличение миндалин. И сразу становится ясно, что антибиотики «сделали свое дело».

forsmallbaby.ru

Можно ли мне идти в детский сад?

alexoliakolia перевела брошюру «Kan jeg gå i barnehagen i dag?». Оригинал записи находится в ее собственном блоге, там же можно прочесть, что «брошюра известна в нескольких вариантах, впрочем, расходящихся между собой лишь по мелочам. Основа — рекомендации Норвежского института народного здравоохранения http://www.fhi.no«

«Можно ли мне сегодня идти в детский сад?

Настоящая брошюра адресована прежде всего родителям, чьи дети посещают детские сады. Она также может представлять интерес для сотрудников детского сада и медицинских работников. Источником информации является брошюра аналогичного типа, изданная детской консультацией районов Грефсен-Колсос (Осло). Ссылки на источники приведены в конце брошюры.

Многие инфекционные заболевания наиболее заразны в момент до начала болезни или в первые ее дни часы. Чаще всего, когда мы обнаруживаем, что ребенок болен, он уже успел заразить своих товарищей по играм. Таким образом, держать ребенка дома с целью предотвращения распространения инфекции нецелесообразно. Ниже приводятся советы, которые помогут вам принять решение о том, оставлять ли ребенка дома.

Помните о следующем:

— решающим моментом здесь является потребность ребенка находиться дома (а не нужды и потребности родителей и/или сотрудников детского сада)

— общее состояние ребенка должно быть хорошим. Это означает: хороший аппетит, отсутствие повышенной температуры и способность функционировать в коллективе. — сотрудники детского сада, ежедневно наблюдающие ребенка в коллективе, могут высказать квалифицированное мнение о том, в состоянии ли ребенок функционировать в коллективе. — родители являются экспертами по своему собственому ребенку и могут оценить его потребности при нахождении дома.

Можно ли отправлять ребенка в детский сад? Ребенок может находиться в детском коллективе, если он чувствует себя достаточно хорошо, чтобы принимать участие в занятиях и повседневной жизни группы. Иногда дети могут быть достаточно активны у себя дома, но обстановка в группе чаще всего отличается от домашней.

В случае, если вы испытываете сомнения, крайне важно обсудить их с сотрудниками детского сада. После продолжительной болезни, возможно, имеет смысл приводить ребенка на неполный день в течение какого-то промежутка времени. Если у вас возникают сомнения по поводу постановки диагноза и лечения, обращайтесь к врачу.

Вирусные заболевания Чаще всего инфекция передается до начала заболевания и в его первые дни и часы. Следует оставить ребенка дома если он вялый, у него повышена температура, плохой аппетит и нарушен сон.

Бактериальные инфекции При бактериальных инфекциях часто воздействие на общее состояние ребенка более заметно, чем при вирусных заболеваниях. Ребенок может нуждаться во врачебном осмотре и назначении антибиотиков. В таких случаях имеет смысл оставить ребенка дома на несколько дней, в основном по причине плохого самочувствия. Дети и холод Рекомендуется соблюдать следующие меры предосторожности: Установленная граница для прогулок на свежем воздухе — минус 10 градусов по Цельсию (с поправкой на силу ветра). Продолжительность прогулок устанавливается в каждом отдельном случае. В ряде детских садов продолжительность прогулок при -10 составляет около 1,5 часов, но может быть сокращена до 45 минут при сильном ветре. Также рекомендуется намазать детям лицо жирным кремом перед прогулкой в холодную погоду. Советы по предотвращению распространения инфекции

Повышенная температураПовышенной считается утренняя температура тела 37,5 градусов Цельсия и выше и вечерняя — 38,0 градусов и выше (при измерении ректально). У детей чаще, чем у взрослых, наблюдается повышенная температура. Температура — важный инструмент борьбы с инфекцией. Не существует прямой связи между значением температуры тела и серьезностью / опасностью заболевания.

Меры при повышенной температуреРебенок с температурой должен быть легко одет и находиться в прохладном помещении. Ему следует предлагать обильное питье. Укрывать не периной / теплым одеялом, а тонким покрывалом. Большинство жаропонижающих средств действуют также как болеутоляющие, но температуру до 39 градусов сбивать не обязательно. Грудным детям и детям от года до трех лет рекомендуются свечи с парацетамолом при повышенной температуре и плохом общем самочувствии. Парацетамол снижает температуру тела, но не сокращает продолжительность заболевания. При повышенной температуре лучше всего, если ребенок будет находиться в состоянии покоя.

Оставлять ли дома? Да, при повышенной температуре дети не должны посещать детский сад. После продолжительной болезни ребенку следует как минимум один день побыть дома без температуры перед возвращением в детский сад. Если температура повышена по неизвестной причине… Рекомендуется разбудить ребенка пару раз в течение ночи. Обратите особое внимание на сыпь в виде микроскопических кровоизлияний, а также красно-лиловых точек, не исчезающих, если к коже прижать стакан из прозрачного стекла. При появлении подобной сыпи, а также если ребенок вялый, его беспокоит рвота и затруднены движения шеи (последнее оценивает врач) возможен диагноз — менингит.

КашельНекоторые дети кашляют при обычной простуде. Кашель чаще всего усиливается при физической активности, так что родителям стоит поинтересоваться, как проходит день ребенка в детском сада. При продолжительном кашле необходим осмотр врача с целью выявления причин (например, аллергии).

Оставлять ли дома? Дети с кашлем, но без повышенной температуры и в хорошем общем состоянии могут посещать детский сад.

Боль в горлеЧаще всего боль в горле вызвана инфекцией в гортани. Маленькие дети не всегда могут объяснить, что у них болит горло. Признаками инфекции могут быть отказ ребенка от еды и питья, а также повышенная температура. У некоторых детей могут появляться позывы на рвоту.Если у ребенка болит горло и вдобавок повышена температура в течение более чем пары дней — возможно, причиной заболевания является бактериальная инфекция (например, стрептококковая). Диагноз ставится врачом. В случае подтверждения стрептококковой инфекции вам следует сообщить о диагнозе сотрудникам детского сада.

Оставлять ли дома? Если ребенку выписали антибиотики, следует оставить его дома в течение одного дня после начала лечения. Затем решение о посещении детского сада принимается индивидуально, исходя из диагноза и общего состояния ребенка. Ребенок может посещать детский сад даже в том случае, если курс антибиотиков еще не завершен.

Простуда / соплиСопли вначале имеют вид прозрачной водички, затем загустевают и приобретают зеленоватый оттенок.

Оставлять ли дома? Сопли у детей при хорошем общем самочувствии и отсутствии повышенной температуры не являются препятствием к посещению детского сада.

КонъюнктивитЧасто конъюнктивит возникает в связи с простудными заболеваниями и проходит сам по себе. Необходимо очищать область глаз чистой водой или физраствором. Помните о том, что вытирать необходимо в направлении от виска к носу. Важно соблюдение гигиены в ближайшем окружении детей с конъюнктивитом. Решение о назначении антибиотиков (в виде капель или глазной мази) прнимает врач.

Оставлять ли дома?Дети, получающие лечение антибиотиками, могут посещать детский сад на следующий день после начала лечения.

Вирусные желудочно-кишечные инфекции («желудочный грипп»)Основными симптомами заболевания являются понос и / или рвота. Ребенок может потерять много жидкости, поэтому крайне важно предлагать обильное питье. За подробными инструкциями обращайтесь к врачу или патронажной сестре.

Оставлять ли дома?В острой стадии заболевания ребенку необходимо быть дома. При улучшении состояния вновь возможно посещать детский сад. Стул может оставаться жидким на протяжени какого-то времени, сам по себе этот момент не может служить препятствием к посещению детского сада, т.к. полная стабилизация работы кишечника может занять несколько недель. ОтитОтит может иметь бактериальную или вирусную природу. Диагноз ставит врач. При отитах применяются капли в нос и обезболивающие препататы. Возможно назначение антибиотиков.

Оставлять ли дома?При нормальном общем самочувствии ребенок может посещать детский сад, даже в самом начале курса антибиотиков.

Кожные моллюскиПрозрачные бугорки на коже размером 1 — 5 мм, в течение нескольких недель проминающиеся в середине. Кожные моллюски вызываются вирусом, ребенок инфицирует сам себя при расчесывании. Как правило, заболевание проходит само, без особого лечения.

Оставлять ли дома?Нет, ребенок может идти в детский сад.

Бородавки Бородавки также имеют вирусную природу. Чаще всего они проходят сами собой, но в течение длительного времени (до 2 лет). Лечение необходимо, если бородавки причиняют неудобства или кровоточат.

Оставлять ли дома?Нет, ребенок может идти в детский сад.

Грибковые инфекцииКак правило, кожные грибковые инфекции редки у детей, за исключением случаев заражения от домашних животных (например, морских свинок). Лечение состоит в смазывании специальными кремами и мазями. .

Оставлять ли дома? Да, ребенку следует находиться дома до окончания лечения.

Чесотка Чесоточный клещ живет под кожей, вызывая сильный зуд и сыпь. Диагностицирование может быть затруднено, чаще всего необходимо найти хотя бы одного чесоточного клеща.

Оставлять ли дома? Да, ребенку следует находиться дома до окончания лечения.

Головные вши Имеют размер 2 — 3 мм в длину, передаются от человека к человеку при непосредственном контакте. Лечение производится при помощи специальных средств, отпускаемых в аптеках без рецепта. Необходим осмотр всех членов семьи. Достаточно обработать лишь тех, у кого уже обнаружены вши. Детей следует регуляно осматривать на предмет выявления вшей. Постельное белье и одежду, находившиеся в контакте с волосами, следует стирать при температуре 60 градусов в течение не менее 5 минут.

Оставлять ли дома?Да, ребенку следует находиться дома до завершения первичной обработки.

Кишечные паразитыЛечатся специальными препаратами, отпускаемыми без рецепта.

Оставлять ли дома? Ребенок может идти в детский сад на следующий день после начала курса лечения.

Импетиго Импетиго — бактериальная инфекция, вызываемая стрептококками и стафилококками. В районе рта и носа, а также в других местах, образуются язвочки. Обычно применяются различные заживляющие мази, но может оказаться необходимым и назначение антибиотиков.Оставлять ли дома? Дети, больные импетиго, должны находиться дома в течение периода актвной инфекции, если назначен курс антибиотиков (не считая мазей, содержащих антибиотик). Ребенок может посещать детский сад спустя один день после начала курса лечения.

Скарлатина Скарлатина вызывается стрептококками. Основными симптомами являются боль в горле, язык характерного красного цвета, сыпь и повышенная температура. Назначаются антибиотики. Постановка диагноза может быть затруднена.

Оставлять ли дома? Ребенку следует находиться дома в течение как минимум одного дня после начала курса лечения. Решение о возвращении в садик принимается индивидуально, в зависимости от общего самочувствия.

Коклюш Норвежские дети прививаются от коклюша в возрасте 3, 5 и 12 месяцев. Однако, искусственный иммунитет не поддерживается в течение длительного времени и дети более старшего возраста могут заболеть коклюшем в более легкой форме. В 1997 г. в Норвегии наблюдалась вспышка коклюша среди детей старшего возраста и подростков. Коклюш наиболее заразен в период до появления характерного кашля, но опасность распространения инфекции присутствует в течение всего хода забоелвания. Таким образом, важно сообщить сотрудникам детского сада, если вашему ребенку поставлен диагноз «коклюш», с тем чтобы непривитые дети могли получить вакцину или курс лечения антибиотиками.При подозрении на коклюш обращайтесь к семейному врачу.

Оставлять ли дома? При начале лечения в самом начале заболеваня ребенок, как правило, заразен в течение первых пяти дней курса лечения. Таким образом, необходимо находиться дома в течение как минимум пяти дней. Если начать лечение позже, инфекционный период, соответственно, сократится и ребенок сможет посещать детский сад или школу на следующий день после начала лечения. Основным критерием будет являться общее самочувствие. Часто при кашле также нарушен ночной сон, и ребенок слишком плохо себя чувствует для посещения детского сада.Корь-свинка-краснуха

Большинство детей в возрасте старше 15 месяцев привиты от этих болезней. Таким образом, заражение маловероятно. При обнаружении сыпи у ребенка обратитесь к врачу, чтобы установить ее природу. При постановке соответствующего диагноза сообщите в детский сад, чтобы непривитые дети могли получить вакцину.

Оставлять ли дома?

Да, в течение болезни. Возвращение в садик — в зависимости от общего самочувствия.

Ветрянка

Вирусное заболевание, характеризующееся возникновением пузырьков по всему телу. При сильном зуде и расчесывании возможно возникновение вторичных бактериальных инфекций.

Оставлять ли дома?

Ребенок может идти в сад, когда последний пузырек засохнет. О всех подоздениях на ветрянку следует незамедлительно сообщать в детский сад, и районные органы здравоохранения, особенно если сад посещают дети, страдающие нарушениями иммунной системы или онкологическими заболеваниями, или братья и сестры таких детей.

Клещи

Лесные клещи распространены вдоль всего побережья Норвегии. Их переносчиками являются мыши, зайцы, косули, лесные олени, крупный рогатый скот и домашние животные. При удалении клеща в течение суток с момента укуса заражение маловероятно. Для удаления клеща с кожи используйте пинцет.

Клещи распространяют ряд бактериальных и вирусных инфекций. Наиболее часто передаваемая инфекция на территории Норвегии — боррелиоз (болезнь Лайма). В качестве лечения назначаются антибиотики. Возможно поражение центральной нервной системы, суставов или сердца. При заражении типично появление характерной сыпи в течение 3 — 30 суток с момента укуса. Необходимо срочно обратиться к врачу. «

www.bergenrabbit.net

Антибиотики для детей

Врачей много, и, как известно, у каждого свое мнение. Один из таких суперактуальных для здоровья ребенка и в то же время весьма спорных медицинских вопросов – давать или не давать антибиотики детям при простудных вирусных заболеваниях.

Иммунитет ребенка

Ученые утверждают, что пик детской заболеваемости приходится на возраст от 6 месяцев до 6 лет. Они же говорят о том, что подавляющее большинство встреч с педиатром в этом возрасте происходит по поводу острых респираторных инфекций (ОРИ), 90?% которых имеют вирусную природу.

До 6-месячного возраста респираторные инфекции наблюдаются редко, и это обусловлено действием трансплацентарного иммунитета, того самого, который достается грудничку от матери. Затем, по мере взросления ребенка, этот механизм защиты ослабевает и начинается наработка собственных иммунных реакций. Что это означает на практике?

Как известно, за все надо платить. «Наработка собственного иммунитета» – не что иное, как  следующие друг за другом простудные инфекции, кажущиеся нетерпеливым родителям и врачам бесконечными. А между тем, это своеобразная плата за возможность не бояться простудных инфекций в будущем. Иначе говоря, такими болезнями ребенок болеть просто обязан.

Не болеющий ребенок – скорее аномалия, чем норма. Задача же тех, кто хочет помочь малышу пройти через этот период жизни, является не борьба любой ценой с микробами или отдельными симптомами заболеваний, а формирование эффективно работающей иммунной системы ребенка, которая будет исправно охранять человека от всевозможных напастей в течение всей жизни.

Получить эффективно работающую иммунную систему можно лишь в том случае, если не мешать ей формироваться.

Лечение детей антибиотиками

К сожалению, очень часто мы наблюдаем и у родителей, и у врачей патологическое стремление как можно быстрее «вылечить» простуженного ребенка. И первое средство – родители дают детям антибиотики.

Союз педиатров России под эгидой Международного фонда охраны здоровья матери и ребенка в 2002 г. принял научно-практическую программу «Острые респираторные заболевания у детей. Лечение и профилактика». В документе, который, естественно, носит рекомендательный характер, еще десять лет назад было указано, что антибиотикотерапия при вирусных ОРИ не требуется. Несмотря на это антибиотики детям назначают обратившимся по поводу ОРИ детям в 80?% случаев. В то время как все должно происходить наоборот: вследствие того что в 90?% случаев ОРИ имеют вирусную природу, антибиотики должны были бы назначаться не более чем 10?% детей с  этим диагнозом.

Довольно давно, когда представления об иммунных реакциях на слизистой оболочке верхних дыхательных путей при простудах были весьма туманными, в медицине возникло мнение, что для профилактики вторичных бактериальных осложнений ОРИ необходимо прибегать к помощи антибиотикотерапии. С современных позиций эта идея представляется очень сомнительной, но продолжают назначать детям антибиотики в основном в целях такой профилактики.

Эти пресловутые выделения из носа желтоватого цвета, так пугающие родителей и врачей, являются закономерным, иммунологически обоснованным этапом развития вирусной ОРИ. Их  причина – условно-патогенная микрофлора, в избытке присутствующая на слизистых дыхательных путей. Смысл этого этапа состоит в наиболее полном удалении оттуда разрушенных клеток и продуктов воспаления. Многочисленные авторы в один голос утверждают, что появление гнойных выделений из носа на определенном этапе развития острого ринита, т. е. ОРИ, не есть признак гнойного процесса, требующего антибиотикотерапии. Слишком активное подавление этого этапа представляет собой реальную угрозу будущей иммунологической безопасности ребенка. Дело в том, что другим способом удалить полностью эти самые продукты воспаления из слизистой оболочки просто невозможно. И именно поэтому в последние годы ученые все чаще рекомендуют врачам использовать еще один диагноз – «незавершенный ринит», он как раз порожден неадекватной антибиотикотерапией вирусных ОРИ. И от этого диагноза уже всего один шаг до хронической (т. е. неизлечимой) патологии дыхательных путей и уха.

Несомненно, огромную опасность таит в себе отказ от назначения антибиотиков детям в тех случаях, когда под маской ОРИ протекают другие заболевания, действительно требующие антибактериальной терапии: такие, как пневмония (воспаление легких), бактериальный менингит (воспаление оболочек головного мозга), скарлатина или та же самая стрептококковая ангина. Но доступность профессиональной медицинской помощи и развитая техническая база медицины позволяет своевременно выявлять эти и другие серьезные заболевания; в современном обществе у врачей и родителей есть возможность использовать антибиотикотерапию более осмысленно и целенаправленно.

 

Лечение ребенка: действие антибиотика

Как же лечение детей антибиотиками «помогает» с вирусной ОРИ? Ведь известно, что на вирусы он не действует. На деле все очень просто: антибиотики угнетают ответную реакцию организма на внедрившийся вирус, т. е. иммунитет. Причем угнетают его не путем простого ограничения интенсивности протекающих реакций, а путем перестройки самих механизмов этих реакций, можно сказать – извращают его.

Установлено, например, что добавление небольших доз современных макролидов (класс антибиотиков) в культуру нейтрофилов (один из видов лейкоцитов – белых клеток крови, принимающих участие в иммунных реакциях) на порядок увеличивает апоптоз (клеточную смерть) среди них.

Как это проявляется в симптомах простуды? Заболевание становится вялотекущим, температура тела – 37,0–37,2°C. Ребенок вялый и апатичный, несмотря на отсутствие явных клинических признаков воспаления слизистой оболочки верхних дыхательных путей; у него снижен аппетит. В кишечнике такого ребенка, как правило, выявляются признаки дисбактериоза: резкое снижение количества бифидобактерий. Больной чаще всего не реагирует на какие бы то ни было медикаменты. А завершается подобное состояние либо выздоровлением в связи с наступлением лета или поездкой в теплые края, либо формированием очага хронического воспаления.

В первую очередь страдает иммунитет ребенка на слизистых оболочках. Здесь степень защищенности определяется в основном тем, насколько активны секреторные иммуноглобулины А. Это такие чудесные белковые молекулы, которые выходят на поверхность слизистых оболочек любых органов и уничтожают имеющиеся там болезнетворные микробы. Так вот, они имеют одну маленькую слабость: не хотят работать в одиночку. Они активны только в состоянии димеров, т. е. если связаны попарно специальной белковой молекулой-связкой. Производится эта самая связка в субэпителиальных лимфоидных фолликулах кишечника, причем при непосредственном участии внутрикишечной флоры. Что происходит с кишечной флорой при употреблении антибиотиков – известно: она уничтожается независимо от того, была или не была оправдана антибиотикотерапия.

Современными исследованиями установлено, что не только абсолютное количество того или иного кишечного сапрофита (микроорганизма, в норме обитающего в кишечнике) имеет значение в формировании иммунитета и не только соотношение отдельных видов микробов. Наиболее важным фактором оказывается частота и характер мутаций среди них. Антибиотики провоцируют мутации в кишечной флоре. А мутационные аномалии способствуют появлению в кишечнике атипичных микробных сообществ, не поддерживающих адекватные иммунные реакции на слизистых оболочках.

Второй страдающий элемент защиты – колонизационный иммунитет, который также тесно связан с микрофлорой кишечника. Не вся поверхность реснитчатого эпителия верхних дыхательных путей одинакова. Она имеет менее и более уязвимые для инфекции участки. Наиболее уязвимые участки занимаются бактериями-сапрофитами, играющими роль своеобразной пробки, препятствующей прикреплению патогенной флоры. Антибиотики, особенно когда отсутствует их главный потребитель, которым является интенсивно размножающийся в организме человека микроб, бьют как раз по этим самым сапрофитам-пробкам. В результате слизистая оболочка верхних дыхательных путей становится беззащитной.

Итак, без нормальной кишечной флоры нет эффективной защиты слизистых оболочек. Именно этим объясняются столь часто наблюдаемые гаймориты на фоне или сразу после лечения пневмонии. И именно поэтому профилактику антибиотиками вторичной бактериальной инфекции у больных вирусной ОРИ надо назвать более точно: искусственное создание вторичной инфекции, а потом борьба с ней. К сожалению, очень часто – безуспешная.

 

Ребенок в детском саду

Спрос на антибиотики резко возрастает, когда ребенок начинает посещать детский сад. Это событие, как назло, совпадает с биологически обусловленным пиком детской заболеваемости в период от 6 месяцев до 6 лет. И вот в этом промежутке есть участок с просто запредельной заболеваемостью. Это первые год-полтора от начала посещения детского коллектива. Как же получается, что ребенок три года почти не болевший, вдруг на 4–5?м году своей жизни оказывается в списке часто болеющих детей?

Начало посещения детского сада открывает, как правило, череду простудных заболеваний, которая кажется родителям бесконечной. Не успели справиться с одним эпизодом ОРИ – а вот уже и следующий. Родители требуют серьезного лечения – врачи начинают серьезно лечить. Резко возрастает объем потребляемых ребенком антибиотиков. И что же? Лекарств больше, а результата меньше.

Итак, почему даже ребенок с очень высоким уровнем здоровья, а с обычным тем более, оказавшись в детском саду, через пару недель заболевает и идет к врачу по поводу ОРИ?

Казалось бы, что здесь необычного, простуда как простуда? Однако не все так просто. Ребенок, посещающий детский сад, первый раз в жизни вступает в жесткое противоречие с социальными установками. Длительность больничного листа по поводу эпизода простуды составляет у нас в среднем 7–9 дней. На 10-й день от начала болезни большинство детей вынуждены возвращаться в детский сад. А там, к сожалению, несмотря на усилия территориального центра гигиены и  эпидемиологии и персонала, проживают мириады самых различных микроорганизмов, большинство из которых устойчивы ко многим продающимся в аптеке популярным антибиотикам. Более устойчивые и агрессивные микробы живут разве что только в больнице.

Рассмотрим, в каком положении оказывается ребенок, пришедший в детский сад на 10-й день после болезни. Известно, что первым барьером на пути внедрения инфекции в верхние дыхательные пути является слизистая оболочка носа, а точнее ее мукоцилиарный транспорт, представляющий собой постоянный и очень быстрый ток слизи. У здорового человека мимо каждой эпителиальной клетки носа микробная частица проносится за 1?/?10 долю секунды. При такой скорости трудно даже зацепиться за клетку – не говоря о том, чтобы пролезть внутрь. Но на 10-й день после начала болезни мукоцилиарный транспорт – самая главная защита – вообще не работает. В более-менее устойчивый режим работы (не самый оптимальный) он входит лишь через три недели после начала ОРИ, протекавшей без осложнений. А если ребенка «лечили» антибактериальными препаратами, этот срок увеличивается в два раза. Что мы наблюдаем в результате, который не заставляет себя долго ждать? Следующий эпизод ОРИ. «Сколько же он может болеть?» – сокрушаются в такой ситуации родители. Совершенно ясно, что если не понять причину болезни, то – постоянно.

Если ребенок в течение года имеет 7–8 эпизодов ОРИ с высокой температурной реакцией, то его иммунная система просто не успевает восстанавливаться до нормы в промежутках между болезнями, ведь в году-то всего 12 месяцев. Не успевает восстанавливаться – значит, сформировался иммунодефицит, т. е. ребенок стал похожим на хронического больного

Еще одна проблема заключается в том, что посещение сада – с его стрессами и микробными супернагрузками – совпадает по времени с радикальной перестройкой иммунитета ребенка. Ученые говорят, что в этот период, длящийся несколько лет, происходит угасание иммунного ответа Тх-2, характерного для плода и новорожденного, и развитие Тх-1 – иммунного ответа, характерного для взрослого человека.

Запредельные нагрузки на иммунитет (в виде рецидивов ОРИ и их лечения антибиотиками), и так находящийся в процессе системной перестройки, могут привести к катастрофическим последствиям, таким, как возникновение хронических воспалительных процессов или развитие аллергических реакций.

При имеющемся в настоящее время уровне заболеваемости в детских садах надо, чтобы и родители, и врачи понимали: не каждый ребенок может посещать детский сад по состоянию здоровья. Причем во время планового осмотра перед посещением сада определить, кому можно его посещать, а кому нельзя, нереально. Потому что подавляющее большинство детей на момент осмотра действительно здоровы, а ресурсы их иммунитета – неизвестны. Важным моментом является ясность и прозрачность критериев, согласно которым ребенок может возвратиться в  детский сад после болезни.

Может ли заботливый родитель, даже начитавшийся различных интересных и полезных статей, таких, как эта, например, взять на себя ответственность отказаться от назначенного врачом антибиотика для ребенка? Думаю, что нет. Но он может другое: выбрать для своего малыша доктора, который «не любит» антибиотики.

И еще. Если есть сложности с посещением детского сада из-за постоянных простуд, то надо обращаться не к антибиотикам, а к услугам няни. Это актуально как для детей, которым противопоказан детский сад, так и для детей, которым предписан домашний режим после болезни.

Что такое вторичная инфекция

Когда защитные механизмы ослабевают, в первую очередь, от применения ненужных антибиотиков, то даже те микробы, которые постоянно жили в полости носа и раньше вели себя вполне «благонадежно», начинают проявлять свою активность, понимая, что управы на них в настоящее время нет. Борьба с ними очень сложна. С одной стороны, сколько их ни уничтожай, они через минуту появятся вновь, потому что это естественный компонент внутриносового микробного пейзажа. С другой – сам организм ребенка не очень хочет с ними бороться, помня о том, что эти микробы ему никогда раньше вреда не делали. Практика показывает, что если внимательнее порасспрашивать родителей, которые привели ребенка на прием к врачу по поводу всевозможных аллергий, хронических воспалительных заболеваний легких, бронхиальной астмы, хронических синуитов (заболеваний околоносовых пазух) и, конечно же, любых вариантов увеличения миндалин, – в большинстве случаев можно услышать рассказ о том, как они за несколько месяцев до проявления какой?либо из указанных болезней активно лечили простуду антибиотиками (либо самостоятельно, либо по назначению врача). Нужна была тогда антибиотикотерапия или нет – вопрос риторический, однако, связь между указанными эпизодами просматривается почти всегда.

Возможно, вам будут интересны статьи "Детский режим дня" и "Ребенок идет в детский сад" на сайте mamaexpert.ru

www.9months.ru

Антибиотики: за и против

Формирование иммунитета ребенка

Ученые утверждают, что пик детской заболеваемости приходится на возраст от 6 месяцев до 6 лет. Они же говорят о том, что подавляющее большинство встреч с педиатром в этом возрасте происходит по поводу острых респираторных инфекций (ОРИ), 90 % которых имеют вирусную природу.

До 6-месячного возраста респираторные инфекции наблюдаются редко, и это обусловлено действием трансплацентарного иммунитета, того самого, который достается грудничку от матери. Затем, по мере взросления ребенка, этот механизм защиты ослабевает и начинается наработка собственных иммунных реакций. Что это означает на практике?

Как известно, за все надо платить. «Наработка собственного иммунитета» – не что иное, как следующие друг за другом простудные инфекции, кажущиеся нетерпеливым родителям и врачам бесконечными. А между тем, это своеобразная плата за возможность не бояться простудных инфекций в будущем. Иначе говоря, такими болезнями ребенок болеть просто обязан. Неболеющий ребенок – скорее аномалия, чем норма. Задача же тех, кто хочет помочь ребенку пройти через этот период жизни, является не борьба любой ценой с микробами или отдельными симптомами заболеваний, а формирование эффективно работающей иммунной системы, которая будет исправно охранять человека от всевозможных напастей в течение всей жизни.

Получить эффективно работающую иммунную систему можно лишь в том случае, если не мешать ей формироваться.

Антибиотик от простуды

К сожалению, очень часто мы наблюдаем и у родителей, и у врачей патологическое стремление как можно быстрее «вылечить» простуженного ребенка. И первое средство для такого «лечения» простуды – антибиотики.

Союз педиатров России под эгидой Международного фонда охраны здоровья матери и ребенка в 2002 г. принял научно-практическую программу «Острые респираторные заболевания у детей. Лечение и профилактика». В документе, который, естественно, носит рекомендательный характер, еще десять лет назад было указано, что антибиотикотерапия при вирусных ОРИ не требуется.

Несмотря на это антибиотики назначают обратившимся по поводу ОРИ детям в 80 % случаев. В то время как все должно происходить наоборот: вследствие того что в 90 % случаев ОРИ имеют вирусную природу, антибиотики должны были бы назначаться не более чем 10 % детей с этим диагнозом.

Довольно давно, когда представления об иммунных реакциях на слизистой оболочке верхних дыхательных путей при простудах были весьма туманными, в медицине возникло мнение, что для профилактики вторичных бактериальных осложнений ОРИ необходимо прибегать к помощи антибиотикотерапии. С современных позиций эта идея представляется очень сомнительной, но  продолжают назначать антибиотики детям в основном в целях такой профилактики.

Эти пресловутые выделения из носа желтоватого цвета, так пугающие родителей и врачей, являются закономерным, иммунологически обоснованным этапом развития вирусной ОРИ. Их причина – условно-патогенная микрофлора, в избытке присутствующая на слизистых дыхательных путей. Смысл этого этапа состоит в наиболее полном удалении оттуда разрушенных клеток и продуктов воспаления. Многочисленные авторы в один голос утверждают, что появление гнойных выделений из носа на определенном этапе развития острого ринита, т. е. ОРИ, не есть признак гнойного процесса, требующего антибиотикотерапии. Слишком активное подавление этого этапа представляет собой реальную угрозу будущей иммунологической безопасности ребенка. Дело в том, что другим способом удалить полностью эти самые продукты воспаления из слизистой оболочки просто невозможно. И именно поэтому в последние годы ученые все чаще рекомендуют врачам использовать еще один диагноз – «незавершенный ринит», он как раз порожден неадекватной антибиотикотерапией вирусных ОРИ. И от этого диагноза уже всего один шаг до хронической (т. е. неизлечимой) патологии дыхательных путей и уха.

Несомненно, огромную опасность таит в себе отказ от назначения антибиотиков в тех случаях, когда под маской ОРИ протекают другие заболевания, действительно требующие антибактериальной терапии: такие, как пневмония (воспаление легких), бактериальный менингит (воспаление оболочек головного мозга), скарлатина или та же самая стрептококковая ангина. Но доступность профессиональной медицинской помощи и развитая техническая база медицины позволяет своевременно выявлять эти и другие серьезные заболевания; в современном обществе у врачей и родителей есть возможность использовать антибиотикотерапию более осмысленно и целенаправленно.

 

Действие антибиотика

Как же антибиотик «помогает» ребенку с вирусной ОРИ? Ведь известно, что на вирусы он не действует. На деле все очень просто: антибиотики угнетают ответную реакцию организма на внедрившийся вирус, т. е. иммунитет. Причем угнетают его не путем простого ограничения интенсивности протекающих реакций, а путем перестройки самих механизмов этих реакций, можно сказать – извращают его.

Установлено, например, что добавление небольших доз современных макролидов (класс антибиотиков) в культуру нейтрофилов (один из видов лейкоцитов – белых клеток крови, принимающих участие в иммунных реакциях) на порядок увеличивает апоптоз (клеточную смерть) среди них.

Как это проявляется в симптомах простуды? Заболевание становится вялотекущим, температура тела – 37,0-37,2°C. Ребенок вялый и апатичный, несмотря на отсутствие явных клинических признаков воспаления слизистой оболочки верхних дыхательных путей; у него снижен аппетит. В кишечнике такого ребенка, как правило, выявляются признаки дисбактериоза: резкое снижение количества бифидобактерий. Больной чаще всего не реагирует на какие бы то ни было медикаменты. А завершается подобное состояние либо выздоровлением в связи с наступлением лета или поездкой в теплые края, либо формированием очага хронического воспаления.

В первую очередь страдает иммунитет на слизистых оболочках. Здесь степень защищенности определяется в основном тем, насколько активны секреторные иммуноглобулины А. Это такие чудесные белковые молекулы, которые выходят на поверхность слизистых оболочек любых органов и уничтожают имеющиеся там болезнетворные микробы. Так вот, они имеют одну маленькую слабость: не хотят работать в одиночку. Они активны только в состоянии димеров, т. е. если связаны попарно специальной белковой молекулой-связкой. Производится эта самая связка в субэпителиальных лимфоидных фолликулах кишечника, причем при непосредственном участии внутрикишечной флоры. Что происходит с кишечной флорой при употреблении антибиотиков – известно: она уничтожается независимо от того, была или не была оправдана антибиотикотерапия.

Современными исследованиями установлено, что не только абсолютное количество того или иного кишечного сапрофита (микроорганизма, в норме обитающего в кишечнике) имеет значение в формировании иммунитета и не только соотношение отдельных видов микробов. Наиболее важным фактором оказывается частота и характер мутаций среди них. Антибиотики провоцируют мутации в кишечной флоре. А мутационные аномалии способствуют появлению в кишечнике атипичных микробных сообществ, не поддерживающих адекватные иммунные реакции на слизистых оболочках.

Второй страдающий элемент защиты – колонизационный иммунитет, который также тесно связан с микрофлорой кишечника. Не вся поверхность реснитчатого эпителия верхних дыхательных путей одинакова. Она имеет менее и более уязвимые для инфекции участки. Наиболее уязвимые участки занимаются бактериями-сапрофитами, играющими роль своеобразной пробки, препятствующей прикреплению патогенной флоры. Антибиотики, особенно когда отсутствует их главный потребитель, которым является интенсивно размножающийся в организме человека микроб, бьют как раз по этим самым сапрофитам-пробкам. В результате слизистая оболочка верхних дыхательных путей становится беззащитной.

Итак, без нормальной кишечной флоры нет эффективной защиты слизистых оболочек. Именно этим объясняются столь часто наблюдаемые гаймориты на фоне или сразу после лечения пневмонии. И именно поэтому профилактику антибиотиками вторичной бактериальной инфекции у больных вирусной ОРИ надо назвать более точно: искусственное создание вторичной инфекции, а потом борьба с ней. К сожалению, очень часто – безуспешная.

 

Простуда в детском саду

Спрос на антибиотики для детей резко возрастает, когда ребенок начинает посещать детский сад. Это событие, как назло, совпадает с биологически обусловленным пиком детской заболеваемости в период от 6 месяцев до 6 лет. И вот в этом промежутке есть участок с просто запредельной заболеваемостью. Это первые год-полтора от начала посещения детского коллектива. Как же получается, что ребенок три года почти не болевший, вдруг на 4-5-м году своей жизни оказывается в списке часто болеющих детей?

Начало посещения детского сада открывает, как правило, череду простудных заболеваний у детей, которая кажется родителям бесконечной. Не успели справиться с одним эпизодом ОРИ – а вот уже и следующий. Родители требуют серьезного лечения – врачи начинают серьезно лечить. Резко возрастает объем потребляемых антибиотиков. И что же? Лекарств больше, а результата меньше.

Итак, почему даже ребенок с очень высоким уровнем здоровья, а с обычным тем более, оказавшись в детском саду, через пару недель заболевает и идет к врачу по поводу ОРИ?

Казалось бы, что здесь необычного, простуда как простуда? Однако не все так просто. Ребенок, посещающий детский сад, первый раз в жизни вступает в жесткое противоречие с социальными установками. Длительность больничного листа по поводу эпизода простуды составляет у нас в среднем 7-9 дней. На 10-й день от начала болезни большинство детей вынуждены возвращаться в детский сад. А там, к сожалению, несмотря на усилия территориального центра гигиены и эпидемиологии и персонала, проживают мириады самых различных микроорганизмов, большинство из которых устойчивы ко многим продающимся в аптеке популярным антибиотикам. Более устойчивые и агрессивные микробы живут разве что только в больнице.

Рассмотрим, в каком положении оказывается ребенок, пришедший в детский сад на 10-й день после болезни. Известно, что первым барьером на пути внедрения инфекции в верхние дыхательные пути является слизистая оболочка носа, а точнее ее мукоцилиарный транспорт, представляющий собой постоянный и очень быстрый ток слизи. У здорового человека мимо каждой эпителиальной клетки носа микробная частица проносится за 1 / 10 долю секунды. При такой скорости трудно даже зацепиться за  клетку – не говоря о том, чтобы пролезть внутрь. Но на 10-й день после начала болезни мукоцилиарный транспорт – самая главная защита – вообще не работает. В более-менее устойчивый режим работы (не самый оптимальный) он входит лишь через три недели после начала ОРИ, протекавшей без осложнений. А если ребенка «лечили» антибактериальными препаратами, этот срок увеличивается в два раза. Что мы наблюдаем в результате, который не заставляет себя долго ждать? Следующий эпизод ОРИ. «Сколько же он может болеть?» – сокрушаются в такой ситуации родители. Совершенно ясно, что если не понять причину болезни, то – постоянно.

 

Если ребенок в течение года имеет 7-8 эпизодов ОРИ с высокой температурной реакцией, то его иммунная система ребенка просто не успевает восстанавливаться до нормы в промежутках между болезнями, ведь в году-то всего 12 месяцев. Не успевает восстанавливаться – значит, сформировался иммунодефицит, т. е. ребенок стал похожим на хронического больного.

Еще одна проблема заключается в том, что посещение сада – с его стрессами и микробными супернагрузками – совпадает по времени с радикальной перестройкой иммунитета ребенка. Ученые говорят, что в этот период, длящийся несколько лет, происходит угасание иммунного ответа Тх-2, характерного для плода и новорожденного, и развитие Тх-1 – иммунного ответа, характерного для взрослого человека.

Запредельные нагрузки на иммунитет (в виде рецидивов ОРИ и их лечения антибиотиками), и так находящийся в процессе системной перестройки, могут привести к катастрофическим последствиям, таким, как возникновение хронических воспалительных процессов или развитие аллергических реакций.

При имеющемся в настоящее время уровне заболеваемости в детских садах надо, чтобы и родители, и врачи понимали: не каждый ребенок может посещать детский сад по состоянию здоровья. Причем во время планового осмотра перед посещением сада определить, кому можно его посещать, а кому нельзя, нереально. Потому что подавляющее большинство детей на момент осмотра действительно здоровы, а ресурсы их иммунитета – неизвестны. Важным моментом является ясность и прозрачность критериев, согласно которым ребенок может возвратиться в детский сад после болезни.

Может ли заботливый родитель, даже начитавшийся различных интересных и полезных статей, таких, как эта, например, взять на себя ответственность отказаться от назначенного врачом антибиотика ребенку? Думаю, что нет. Но он может другое: выбрать для своего ребенка доктора, который «не любит» антибиотики.

И еще. Если есть сложности с посещением детского сада из-за постоянных простуд, то надо обращаться не к антибиотикам, а к услугам няни. Это актуально как для детей, которым противопоказан детский сад, так и для детей, которым предписан домашний режим после болезни.

Вторичная инфекция

Когда защитные механизмы ослабевают, в первую очередь, от применения ненужных антибиотиков, то даже те микробы, которые постоянно жили в полости носа и раньше вели себя вполне «благонадежно», начинают проявлять свою активность, понимая, что управы на них в настоящее время нет. Борьба с ними очень сложна. С одной стороны, сколько их ни уничтожай, они через минуту появятся вновь, потому что это естественный компонент внутриносового микробного пейзажа. С другой – сам организм ребенка не очень хочет с ними бороться, помня о том, что эти микробы ему никогда раньше вреда не делали. Практика показывает, что если внимательнее порасспрашивать родителей, которые привели ребенка на прием к врачу по поводу всевозможных аллергий, хронических воспалительных заболеваний легких, бронхиальной астмы, хронических синуитов (заболеваний околоносовых пазух) и, конечно же, любых вариантов увеличения миндалин, – в большинстве случаев можно услышать рассказ о том, как они за несколько месяцев до проявления какой‑либо из указанных болезней активно лечили простуду антибиотиками (либо самостоятельно, либо по назначению врача). Нужна была тогда антибиотикотерапия или нет – вопрос риторический, однако, связь между указанными эпизодами просматривается почти всегда.

Возможно, вам будет интересна статья "У ребенка проблемы с печенью? Соблюдаем диету!" на сайте mamaexpert.ru

www.2mm.ru


Смотрите также




г.Самара, ул. Димитрова 131
[email protected]